40.Психологическая характеристика конфликта. Типичные конфликты в процессе обучения, способы их профилактики и разрешения.
Исследователи рассматривают конфликт как столкновение, противодействие, противоречие, вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. С социально-психологической точки зрения, это вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся личностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состояний (Н.В. Гришина, В.И.Некрасов, Н.И.Леонов и др.) [12].
Конфликты – наличие противоречия, разногласие интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству.
Конфликт - это противодействующее состязание двух или более сторон с разнонаправленными интересами[1].
Конфликты возникают в результате столкновения противоречивых тенденций деятельности отдельных людей, групп, социальных структур и проявляются в форме борьбы за извлечение различных выгод.
Структуру конфликта образуют следующие характеристики:
участники или стороны конфликта
количество участников и масштаб распространения
предмет конфликта
представление участников о самих себе и противостоящих сторонах.
Конфликты выполняют разнообразные функции:
Разрушительная (деструктивная) проявляется в негативных последствиях конфликта (неприязнь, эмоциональная напряженность, психологические травмы и постоянные последствия).
Созидательная функция (конструктивная) заключается в преодолении трудностей и кризисов.
Диагностическая, она связана с пониманием причин возникших противоборств.
Динамика конфликта включает в себя следующие стадии:
I. Предконфликтная ситуация характеризуется натянутостью отношений и официальным тоном.
II. Конфликтное взаимодействие:
1 вар. Выход из конфликта
2 вар. Вхождение конфликта
3 вар. Борьба до победного конца[1]
III. Разрешение конфликта
Наиболее распространенным является внутри личностные межличностные отношения конфликты между личностью и группой.
Внутриличностный может возникнуть при низкой удовлетворенности собой, неуверенности в себе вследствие чего у человека возникает стресс.
Межличностный – самый распространенный тип, когда люди с разными чертами характера, взглядами и ценностями и иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.
Конфликт между личностью и группой – может возникнуть, если личность займет позицию отличную от позиции группы.
Факторы, обуславливающие конфликт:
Информация – неполные или неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению.
Ценностный – принципы, которые мы провозглашаем и отвергаем. Это общегрупповые личностные системы убеждений, мировоззрение и поведение людей.
Отношений – связаны чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствие.
Поведенческий – неизбежно ведет к конфликту, если ущемляется интерес, подрывается самооценка и возникает угроза безопасности (финансовой, физической, социальной)[19].
Методы разрешения конфликта:
I. Структурные:
Разъяснение требований к работе
Координационные (иерархия полномочий, упорядочивание взаимодействия людей, принятие решений и информирование внутри организации).
Направление усилий всех участников на достижение общей цели.
Создание системы вознаграждения
II. Межличностные:
Уклонение (избегание конфликта)
Сглаживание (приспособление)
Компромисс
Сотрудничество
Уклонение – реакция на конфликт выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Цель обвиняемой стороны отложить решение конфликта.
Сглаживание – удовлетворение интересов другой стороны через приспособление. Здесь действует принцип «чтоб ты выиграл, я должен проиграть».
Конкуренция – может привести к доминированию и в конечном итоге уничтожению одного партнера другим, девиз « чтоб я победил ты должен проиграть».
Компромисс – открытое обсуждение мнений и позиций, которые направлены на поиск решений наиболее удобного и приемлимого для обеих сторон.
Сотрудничество – форма разрешения конфликта при которых удовлетворение интересов обоих сторон более важно, чем решение самого вопроса[19].
Таким образом, преодоление различными средствами и успех его разрешения зависит от характера противоборства, степенью его занятости, стратегии и тактики конфликтных сторон:
Если важна цель и отношение – конкуренция;
Если ни цель, ни отношения не особо важны – уклонение;
Когда важна цель, а взаимоотношение имеет меньшее значение наилучший выход – конкуренция;
4. Когда важны отношения – сглаживание.
Поведение людей в конфликтах не одинаково, одни чаще уступают, отказываясь от своих намерений и желаний, другие жестко отстаивают свое. Доктор психологических наук Абазов Н. выделяет 3 типа поведения людей в конфликтах «практик», «собеседник», «мыслитель».
Практик – действует под лозунгом «лучшая защита - нападение», самое важное для него, преобразование среды и различных действий. При решении проблем возникающих в системе, «руководитель - подчиненный» конфликт будет неизбежен, если их отношения определены официальностью.
Собеседник – самое важное для него – общение с людьми, они поверхностны в отношениях, круг знакомых и друзей очень велик. Собеседник не способен на длительное противостояние в конфликте, они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства человека. Собеседник более открыт для принятия мнения другого человека.
Мыслитель – им свойственна позиция – «пусть он думает, что он победит», В конфликте он выстаивает сложную систему доказательств своей правоты и неправоты своего оппонента. Он хорошо продумывает логику своего поведения, более осторожен в деталях. Хотя менее чувствителен, чем собеседник. В общении мыслители придерживаются дистанции, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации[1].
В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего «Я».
Подростковый возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные изменения. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны прежде всего с особенностями развития самосознания в этот период. Приблизительно в 12 лет внимание ребенка начинает обращаться к собственной личности. Но разобраться в себе сразу и до конца может не каждый взрослый, а подросток только учится рефлексии. Результат самоанализа фиксируется в самооценке, которая проходит резкие перепады в зависимости от роста или падения объективности. Неадекватно завышенная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неспособностью реализовать завышенные притязания и требования к себе. Неадекватно заниженная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, а значит недовольство собой. Важна также оценка своих качеств с точки зрения взрослости, в которую вступает подросток. Соотнесение себя с "эталоном взрослости" также может привести к внутриличностному конфликту, если на данный момент подросток находит слишком много несоответствий. Таким образом, подвижность «Я-концепции» индивида в подростковом возрасте имеет тенденции вызывать внутриличностные конфликты. Выход из внутриличностного конфликта может иметь форму аутоагресии или агрессии, направленной вовне, что может стать причиной межличностных конфликтов, а иногда и девиантного поведения[11].
Внутриличностные конфликты могут являться одной из причин возникновения межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта. Так, например, за внешне агрессивной позицией подростка может стоять потребность в признании, в уважении, необходимость поддержания значимости своего Я, неосознаваемая им самим. Одновременно завышенные требования подростка на восприятие себя окружающими очень часто встречается с заниженной оценкой возможностей подростка со стороны взрослых. В современном обществе дети и взрослые представляют две разные группы и имеют разные обязанности права и привилегии. Причем многие нормы фиксируют несамостоятельность ребенка, его подчиненное положение.
Появление у подростка «чувства взрослости», возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на себя и обязанности взрослых. Подросток одновременно старается походить на взрослых внешностью, поведением и в то же время он противопоставляет себя как самостоятельную личность, имеющую равные со взрослыми права. Такие претензии подростка встречаются с нежеланием, неготовностью взрослого оставить свое доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. В семьях родители чаще всего не могут изменить стиль воспитания ребенка, в школе подросток имеет более низкий, как это часто воспринимают учителя, статус ученика. Такие несовпадения притязаний, неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к возникновению межличностных конфликтов[11].
в подростковом возрасте встречаются часто, и от способа разрешения некоторых конфликтных ситуаций может зависеть изменение статуса ребенка среди сверстников, его взаимоотношения с родителями, педагогами и администрацией школы. Негативный опыт разрешения школьных конфликтов способствует снижению самооценки, учебной мотивации и др.
В первую очередь, когда происходит конфликт, подростки обращаются к тому, кому они доверяют более всего - к друзьям. Но друзья не всегда могут оказать такую помощь, которая бы привела к успешному разрешению конфликта.
Еще подростки могут обратиться за помощью к психологам, учителям, родителям – взрослым. Но для подростка значимым другим является его сверстник – подросток. Если подросток умеет разрешать конфликты мирным путем, то это будет являться наилучшим вариантом в ситуации конфликта.
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Этапы работы по психологической коррекции родительско-детских отношений
Этапы | Родители | Психолог |
1 | Изложение сути проблемы со своей точки зрения; эмоциональное реагирование на проблему | Активное слушание, создание безоценочной, безопасной среды. Формирование гипотезы. Работа по усилению чувств, сопереживание. |
2. | Осмысление ситуации, принятие ответственности, видение проблемы с точки зрения ребенка, готовность к изменению себя. | Перевод проблемы с ребенка на мать, анализ чувств, мыслей, отношений. Проверка гипотезы. Моделирование ситуаций, способствующих пониманию внутренних мотивов. Снижение фрустрации. |
3. | Нахождение выхода из проблемы, принятие решений. | «Заземление», переход от работы с чувствами на работу по планированию действий. Усиление энергии созидания и любви. |
4. | Перспективы, планы на будущее. | Информирование, снятие эмоционального напряжения. |
- 1. Сущность и специфика педагогической профессии. Представления о перспективах педагогических профессий, педагогических специальностях и условиях профессионального становления педагога.
- 2. Аксиологические основы современной педагогики. Сущность гуманизации образовательного процесса. Современная этика отношения к детству.
- 3. Характеристика современной дидактической концепции.
- 4. Этические, педагогические и психологические основы взаимодействия образовательного учреждения с родителями и семьями учащихся.
- 5. Содержание приоритетных стратегий воспитания. Актуальные проблемы воспитания молодежи и формирования мировоззрения в системе профессионального обучения.
- 6. Детские и молодежные самодеятельные группы и неформальные объединения. Возможность их взаимодействия с воспитательной системой образовательных учреждений.
- 7. Проблема целеполагания в педагогике. Согласование целей профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности обучающихся.
- 8. Становление принципов в истории педагогики. Характеристика современной системы педагогических принципов.
- 9. Основные психолого-педагогические и гигиенические требования к организации и осуществлению образовательного процесса в системе профессионального обучения.
- 10.Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования. Нормативные документы, отражающие содержание профессионального образования.
- 13.Сущность и специфика самостоятельной работы обучающихся в профессиональном обучении. Роль и место домашних заданий в системе самостоятельных работ.
- 14.Специфика лекционно-семинарской формы обучения в современном образовательном процессе. Возможности ее эффективного и целесообразного применения в условиях профессионального обучения.
- 15.Интерактивные формы и методы обучения. Возможности их применения в процессе профессионального обучения юношей и взрослых.
- Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций)
- 16.Сущность и специфика проблемного обучения и возможности его реализации в системе профессионального обучения.
- 17.Этапы и психолого-педагогические условия формирования и развития экономических понятий.
- 19.Методы стимулирования и мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся раннего юношеского возраста.
- 20.Средства профессионального обучения. Критерии выбора наглядных и технических средств обучения.
- 21.Сущность и специфика дистанционного образования. Средства новых информационных технологий в процессе профессионального обучения, возможности и ограничения их применения, методика использования.
- 22.Педагогическая диагностика воспитанности личности и коллектива. Критерии оценки достижения планируемых результатов воспитания молодежи и личностного развития обучающихся.
- 23.Контроль в процессе профессионального обучения. Система методов контроля эффективности образовательного процесса.
- 24.Различные подходы к оценке результатов обучения. Система контроля в системе профессионального обучения. Влияние оценки и отметки на личностное развитие учащихся раннего юношеского возраста.
- 25.Сущность и специфика образовательной технологии. Основания для классификации педагогических технологий. Современные модели обучения.
- 26.Психолого-педагогические и методические основы современных технологий воспитания. Особенности их реализации в системе профессионального обучения.
- 27.Технология педагогического проектирования в условиях профессионального обучения.
- 28.Особенности становления образовательной системы, развития педагогической мысли и педагогической науки в России.
- 29.Концепция свободного воспитания: история и современная интерпретация.
- 30. Характеристика гуманистических образовательных систем, известных в истории педагогики (по выбору студента).
- 31. Роль и место реформ в истории отечественной педагогики. Современные тенденции развития образования в мире. Сущность процесса модернизации российского образования.
- 33. Педагогика и психология как науки и виды практической деятельности. Роль психологии в образовании и возможности влияния на повышение качества обучения.
- 35.Сущность исследовательской функции психолого-педагогической деятельности. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
- 37.Психологическая характеристика речевой деятельности, требования к речевой компетентности педагога в условиях профессионального обучения.
- 38.Общение как деятельность. Специфика педагогического общения с подростками, юношами и взрослыми как субъектами профессионального обучения.
- 39.Влияние стиля педагогического общения на личностное развитие учащихся. Особенности построения конструктивных взаимоотношений с учащимися различного возраста.
- 40.Психологическая характеристика конфликта. Типичные конфликты в процессе обучения, способы их профилактики и разрешения.
- 41.Характеристика уровней развития класса как малой группы. Методы работы педагога, способствующие сплочению группы, развитию самоуправления, инициативы учащихся.
- 43.Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте, определяющие особенности организации профессионального обучения.
- 45.Мотивация учебно-профессиональной и профессиональнопедагогической деятельности. Понятие о потребностях, мотивах, их проявлении и развитии в отрочестве, юности и зрелости.
- 46.Мышление как познавательный процесс, возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в профессиональном обучении.
- 47.Развитие воображения и творческих качеств личности как приоритетная психолого-педагогическая задача.
- 48.Память как познавательный процесс, психолого-педагогические условия развития памяти.
- Характеристика процессов памяти
- 3. Использование игры, небольших представлений и инсценировок
- 4. Фантазирование
- 51.Понятие о воле и произвольности, их проявлениях и развитии в онтогенезе. Психолого-педагогические условия волевого развития ребенка в семье и школе.
- 52.Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности.
- 53.Понятие о способностях личности, их природе и условиях развития. Структура и развитие педагогических способностей.
- Базовые педагогические способности
- 54. Возраст как основная категория психологии развития и современные интерпретации возрастного подхода в обучении.
- Виды возраста
- 55. Психологическая характеристика юношества как основание проектирования и осуществления образовательного процесса в профессионально-педагогических учебных заведениях.
- 56. Познавательные ресурсы личности в юношеском возрасте. Развитие умственных способностей в процессе обучения экономике.
- 57.Психологические ресурсы взрослого как обучающегося в системе профессионального образования. Психологические принципы обучения взрослых.
- 58. Психологическое обоснование технологий развивающего обучения. Специфика их реализации в системе профессионального обучения.
- 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)
- 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- 3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
- 59. Функции и организационные модели профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников. Профильное обучение как пространство личностного самоопределения старшеклассников.
- 60.Планирование и организация профориентационной работы, классификация профессий, современный мир профессий и тенденции его развития как одно из оснований профориентации.