logo search
ПСИХ

39. Психологическая характеристика детей с зпр

Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

--медлительность, инертность или расторможенность психических процессов

--У детей с ЗПР наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые.

--Неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.

--недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

--неустойчивость внимания,его рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.

--слабое развитие интеллектуальной активности детей, миалая интеллектуальная направленностьнесовершенство навыков и умений самоконтроля, недостаточное развитие чувства ответственности и интереса к учению.

--снижение работоспособности

--отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; преобладание механического запоминания над словесно-логическим; нарушение кратковременной памяти, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания

--развитие познавательной деятельности

--недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления

--инертность мышления, которая проявляется в разных формах. Особенно ярко инертность проявляется при работе с проблемными задачами, которые требуют самостоятельного поиска способа решения

--снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

--поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения со взрослым.

--психический инфантилизм, сниженный фон настроения

--слабое развитие эмоционально-волевой сферы. На уроке они в состоянии работать не более 12-15 мин, а затем наступает утомление, активность и внимание резко снижаются, возникают импульсивные, необдуманные действия; в работе появляется много ошибок и исправлений; часты вспышки раздражения или отказ от работы в ответ на указание педагога.

--снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

--недоразвитие у детей данной категории социальной зрелости.

--несформированностъ игровой деятельности. У детей этой категории оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, сами игровые роли бедны, охватывают небольшое игровое общество на короткий временной срок.

--может быть недоразвитие мелкой моторики