logo search
3

15. Различные подходы к содержанию и методам формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

В «Радуге» не показывается связь числа с предыдущим и последующим числом, а также образование каждого числа.

Единица имеет длину 1 см; двойка – 2 см; …; десятка – 10 см.

1 – белая; 7 – черная, 2, 4, 8 – голубая, синяя, фиолетовая (кратные 2),

3, 6, 9 – желтые тона (кратные 3), 5, 10 – красная; оранжевая (кратные 5).

С помощью этих палочек дети, не зная цифр, могут научиться всем арифметическим действиям, составляя одно число из других. К сожалению палочки Кьюизинера не разделены на единичные интервалы, и по внешнему виду одной палочки нельзя сразу сказать, какое это число.

Цветные числа активно используются в программе «Детство».

- цветные штанги (разделены на единичные отрезки),

- золотой счетный материал (желтые бусины вразброс (единицы), на стержне по 10 бусин (десятки); в пластину собраны – 10 десятков (сотня); 10 пластин собраны в куб (тысяча)).

Принципы формирования представлений о числе по мнению Никитина следующие:

- постоянная наглядность,

- запись чисел и численных изображений в определенном порядке и форме,

- привитие интереса к играм «Таблица сотни» и «Таблица Пифагора» (без механического перечитывания).

Что касается деления предметов на равные части, то следует понимать, что деление на 2, 4, 8, 16 равных частей производится путем сгибания каждый раз пополам, а деление на 3, 6, 9 частей возможно только с помощью трафарета или транспортира.

С отрицательными числами дети могут познакомиться опосредованно через измерения температуры на термометре. Например, в книге Никитина /24/ предложена игра «Термометр» (с красно-синей шкалой). Из истории математики следует, что отрицательные числа появились как долг в процессе торговли.

- В дошкольном возрасте нельзя начинать с устных задач, а необходимо - с задач-драматизаций, а затем задач-иллюстраций. В качестве 2-го слагаемого или вычитаемого должна быть вначале только 1. Важно, чтобы дети и воспитатели не забывали ставить вопрос в задачах. Важно следить, чтобы дети вычисляли, а не вели простое сосчитывание.

- Необходимо помнить, что результатом операции над числами является число, а результатом операции над множествами является множество.