logo search
3

6.1. Общая характеристика содержания фэмп

Содержание предматематической подготовки детей дошкольного возраста определяется их практическими потребностями и необходимым уровнем готовности к школе.

3-4 года

Количественные представления

Представления о величине

Геометрические представления

Пространственные представления

Временные представления

Представления об «один» и «много»;

Сравнение двух групп предметов по количеству.

Выделение конкретных протяженностей, обозначение их правильными словами;

Сравнение двух предметов по конкретной протяженности.

Знакомство со свойствами следующих геометрических фигур: круг, квадрат, шар, куб. Различение этих фигур по образцу и по названию.

Различение правой и левой стороны тела.

Определение положения предметов в пространстве относительно себя

Различение частей суток и времен года по деятельности детей и природным явлениям.

4-5 лет

Обучение счету в пределах 5.

Знакомство с цифрами и порядковым счетом.

Сравнение двух величин с помощью условной мерки-посредника.

Построение упорядоченных по величине рядов.

Знакомство со свойствами следующих фигур: прямоугольник, цилиндр, конус, овал;

понимание независимости формы от других признаков.

Формирование умения двигаться в заданном направлении.

Ориентировка в двухмерном пространстве.

Представления о последовательности частей суток и времен года.

5-6 лет

Обучение счету в пределах 10.

Понимание отношения между числами.

Понимание независимости числа от других признаков

Сравнение и измерение величин с помощью условной мерки как единицы измерения.

Знакомство со свойствами следующих фигур: трапеция, ромб, пирамида, овалоид, призма (4-угольная, 3-угольная).

Представления об элементах фигур и понятии «прямой угол».

Обобщение понятия «форма».

Формирование умения ориентироваться относительно других объектов.

Ориентировка на плоскости.

Знакомство с названиями и последовательностью дней недели, месяцев.

Формирование представлений об обобщенных единицах измерения времени «сутки», «неделя», «год».

В какой группе, какая задача должна ставиться вытекает из возрастных особенностей восприятия ребенком математических представлений.

По разделу «Математика» содержание программы «Пралеска» очень близко к вышеприведенной таблице. В программе «Пралеска» раздел «Математика» включен в главу «Мир науки и техники» (составитель Житко И.В.)

В программе «Детство» раздел «Первые шаги в математику» (составитель Михайлова З.А.) практически не отличается от вышеизложенной программы. В программе «Детство» дополнительно формируются новые представления: об алгоритме. Весь материал разбит на следующие разделы: свойства, отношения, числа, принцип сохранения, алгоритмы. Из геометрических представлений предлагается знакомство только с кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом, трапецией, шаром, кубом и цилиндром.

В программе «Радуга» раздел «Математика» составила Соловьева Е. Содержание на разделы не поделено. В отличие от программы «Пралеска» задачи делятся на 3 уровня: обязательные задачи для всех детей; зона ближайшего развития; задачи, которые дети пока не в состоянии усвоить, но им интересно об этом узнать.

Во всех трех программах есть задачи по развитию логического мышления, но в большем объеме они присутствуют в программе «Радуга». В отличие от программы «Пралеска» и «Детство» в программе «Радуга» более сложные программные задачи. Например, в программе «Радуга» кроме геометрических фигур, имеющихся в программе «Пралеска», предлагается знакомить с внешним видом, названием и разверткой правильных многогранников. В программе «Пралеска» для детей 7 лет предлагается знакомство с разными видами линий. А в программе «Радуга» предлагают знакомить с разными видами линий с 3-х лет. Программа «Радуга» по содержанию значительно отличается от программы «Пралеска». Например, в программе «Радуга» предлагают учить детей операциям деления и умножения, знакомить с отрицательными числами.