logo search
ПСИХ

8. Особенность формирования характера у детей, заболевающих неврозами.

Эмоциональность. Д., подверженные неврозам, харак-тся как:

эмоци-но чувств-ные, «жалостливые», сострадающие и отзывчивые; нет «сухости», рационализма и практицизма при нормал. для возраста интеллекте;

непосредственность в выраж. чувств, наивностью, цельностью восприятия; «все близко принимают к сердцу». Это создает повыш-ю чувствит. к проблемам эмоц-ных отношений.

Впечатлительность примыкает к эмоцио-сти (разновидность долговрем. эмоционал.памяти: запоминает неприятные событий, фиксирует их(долго помнит обиду, оскорбление, страх) возвращается к переживаниями в прошлое.

Импрессивность — склонность к внутренней переработке чувств и переживаний; одно из проявлений несколько медленного раскрытия потенциала психического развития, когда нужно подождать, чтобы ребенок созрел, сформировался, стал таким, как все.

— встречается при флегматическом, сангвиническом и холерическом темпераменте.

Ребёнок склонен к задержке (отсрочке) эмоцион. реакций (особенно переживаний) накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих. О таких детях говорят: «Все держит в себе»; «Не склонен делиться переживаниями с окружающими»; «Выражает радость не бурно, а светится изнутри».

Внутренняя неустойчивость( противоречивость). Предпосылки:

а) со стороны Ц.Н.С. факторы нервной конституции, дизонтогенеза, невропатии и орган. церебрал. недостаточ.; б) трудносовместимое сочетание полярных — холерических и флегматических — черт темперамента родителей; в) наличие импрессивного характера переработки переживаний; г) неуверенность в себе при выраженности чувства «я»;

д) противоречия между компонентами психики-(хочет вести себя по-своему, но сдерживается); е) подчеркнутое чувство «я», собственного достоинства и беззащитность в общении со сверстниками; ж) сущ-ние чувств и переживаний - ребёнок не может с ними справиться: (стремление быть собой и со всеми). Склонность к беспокойству, волнениям. Обусловлено: а) повышен. эмоцион. чувствит-ю; б) испугами, заостряющими эмоциональность; в) неразрешимостью важной ситуации г) блокированием интересов и влечений; д) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окруж.; е) неуверенность, нерешительность; ж) острое чувство совести, вины, переживанием случившегося.

Эти черты характера не приводят к неврозу, но способствуют ему, в той или иной мере определяя характер переживания детей и их внутренний конфликт в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.

9. Типы нарушений психического развития. (Дизонтогенез)

Классификация по Г. Е. Сухаревой - три вида дизонтогенеза:

1) задержанное; 2) поврежденное; 3) искаженное развитие.

Еще одна класс-ция наруш. псих. развития. (близкая к рассмотренной)

1. Необратимое недоразвитие (связано с олигофренией).

2. Дисгармоническое развитие (связано с психопатией).

3. Регрессирующее развитие (связано с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией).

4. Альтернирующее развитие (наблюдается при различных соматических и психических патологиях).

5. Развитие, измененное по качеству и направлению (при шизофреническом процессе).

Основные клинические типы по Г. К. Ушакову и В. В. Ковалеву

1) ретардация –заторможенное псих. развитие или устойчивое псих. недоразвитие;

2) асинхрония – дисгармоническое псих. развитие.

Клинические формы дизонтогенеза

1) Ум. Отстал.; 2) пограничные и парциальные З.П.Р; 3) искажения псих. развития; 4) аутистические расстройства; 5) акселерация; 6) инфантилизм,

7) соматопатии.

Распространённая класс-ация дизонтогенеза:

1) псих. недоразвитие;

2) задержанное развитие;

3) поврежденное псих. развитие;

4) дефицитарное псих. развитие;

5) искаженное псих. развитие;

6) дисгармоническое псих развитие.

Виды олигофрений (в педагогическом плане) по классификации М. С. Певзнер. 1.Неосложненная олигофрения.

2.Осложненная олигофрения с присутствием нарушений нейродинамики.

3.Олигофрения, характеризующаяся нарушением различных анализаторов.

4.Олигофрения, для которой характерны психопа-топодобные формы поведения.

5.Олигофрения с четко выраженной лобной недостаточностью.