13. Определить значение воли в жизни человека. Представить структуру волевого действия. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых качеств личности.
Благодоря воле человек управляет своим поведением и, в широком смысле, создаёт свою жизнь.
Воля – способность человека к сознательному регулированию своего поведения, выражающаяся в постановке целей , преодолении внутренних и внешних препятствий при её достижении.
Структура волевого действия
Произвольное поведение человека условно можно рассматривать как совокупность волевых действий. Для всех волевых действий хорактерны следующие особенности :1. Сознательная целеустремлённость ( чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на её достижение). 2. Свзяь с мышлением ( достичь чего-то и мобилизовать себя человек может только в том случае, если он всё хорошо обдумал и спланировал) 3. Связь с движениями (для реализации своих целей человек всегда двигается изменяет формы активности. Любое волевое действие подразумевает наличие цели)
Волевые качества – совокупность качеств личности , характеризующих её со стороны способности достигать поставленных целей, несмотря на возникающие преграды.
Выделяют самые различные качества личности. В качество обобщённой хор-ки волевой сферы можно выделить силу воли.
К волевым качествам , характеризующим целеустремлённость, можно отнести терпеливость упорство настойчивость.
К волевым качествам, характеризующим самообладание, относят выдержку, решительность и смелость.
К морально-волевым качествам относят мужество. Самоотверженность, принципиальность Дисциплинированность и др.
Развитие волевых качеств зависит от тех общих тенденций псих-ого развития, которые наблюдаются в определённом школьном возрасте. Необходимо помнить, что формирование воли происходит, в первую очередь, при решении задач ведущеё деятельности возраста – учебной. Соответственно , на проявление и развитее волевых качеств школьника влияют психологически обоснованные и методические продуманные указания учителя, благодаря которым ребёнок учится последовательности, целенаправленности. Грамотные указания взрослого, предложения оптимальных способов работы над учебным материалом помогает ученику преодолевать возникающие трудности и достигать поставленных целей. Это позитивно стимулирует развитие воли.
Задания для ученика должны быть оптимальной сложности. Только в этой ситуации возможны формирование волевых усилий и активизация деятельности.
Важным волевым качеством школьника является сдержанность
Учитель, стремящийся к развитию волевых качеств у учеников , должен соблюдать след. пед. правила : - не делать за ученика то, чему он должен научиться , а лишь создать условия для успеха его учебной деят-ти, - активизировать самостоятельную работу ученика, направленную на достижение цели, - воспитать привычку самоконтроля, - поощрять , стимулировать деят-ость, вызывать чувство радости от достигнутого рез-та.
- 2.Классифицировать методы психологического исследования (по б.Г. Ананьеву). Охарактеризовать методы наблюдения и эксперимента и показать возможности их применения на практике.
- 3.Дать определение понятиям: "индивид", "личность", "индивидуальность" и раскрыть их сущность. Охарактеризовать основные параметры личности и представить структуру личности (по к.К. Платонову).
- 7.Охарактеризовать восприятие как познавательный психический процесс. Описать основные свойства восприятия.
- 8.Охарактеризовать рефлексию, эмпатию, идентификацию, стереотипизацию как основные механизмы восприятия человека человеком.
- 9.Охарактеризовать память как познавательный психический процесс. Представить классификацию видов памяти. Описать условия эффективного запоминания.
- 11. Дать определение речи. Представить классификацию видов речи. Дать психологическую характеристику речевых процессов: говорения, аудирования, чтения, письма.
- 12. Раскрыть сущность познавательного психического процесса воображения. Охарактеризовать основные механизмы создания образов воображения.
- 13. Определить значение воли в жизни человека. Представить структуру волевого действия. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых качеств личности.
- 14. Дать понятие эмоций и чувств. Представить классификацию видов эмоций и чувств. Аргументировать необходимость управления эмоциями.
- 15. Охарактеризовать основные эмоциональные состояния личности. Аргументировать необходимость развития эмоциональной сферы учащихся.
- 16.Дать определение темперамента. Охарактеризовать основные свойства темперамента.
- 17.Представить классификацию типов темперамента и аргументировать необходимость учета их особенностей в учебно-воспитательном процессе в свете личностно-ориентированного подхода.
- 18.Дать определение характера. Обосновать связь характера, воли, темперамента. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых черт характера.
- Дать определение способностей. Охарактеризовать основные виды способностей.
- Определить предмет возрастной психологии. Изложить задачи возрастной психологии. Показать взаимосвязь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Дать определение возраста и возрастной периодизации. Изложить возрастную периодизацию д.Б. Эльконина и раскрыть ее сущность.
- Перечислить основные психосоциальные кризисы. Дать психологическую характеристику пубертатного кризиса.
- Описать особенности адаптации детей к школьной жизни. Охарактеризовать уровни адаптации детей к школе, описать факторы, влияющие на процесс нормальной адаптации.
- Определить предмет педагогической психологии. Изложить основные проблемы педагогической психологии. Раскрыть взаимосвязь педагогической психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Охарактеризовать ведущую деятельность в контексте возрастного развития. Рассказать о значении сотрудничества и общения ребенка со взрослым в процессе формирования личности.
- Дать определение педагогическому общению. Представить структуру педагогического общения. Раскрыть основные функции педагогического общения.