logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

8. Становление принципов в истории педагогики. Характеристика современной системы педагогических принципов.

Определение принципа как педагогической категории.

Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Педагогические законы и закономерности – теоретическая основа для постулирования принципов.

В основе принципов обучения лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические и иные закономерности.

Законы обучения

1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. 2. Закон воспитывающего и развивающего обучения. 3. Закон целостности и единства педагогического процесса. 4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении. 5. Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.

Закон – это строго зафиксированные закономерности.

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

Закономерности обучения:

1. Если учитель включает в учебную деятельность ребенка, то он и воспитывает его. 2. Если учитель и ученик будут взаимодействовать, то они добьются более высоких результатов. 3. Если систематически прямо и отсроченно повторять изученное, то усвоение учебного материала будет прочным.

Закономерности и законы составляют теоретическую основу любой науки.

Исторически конкретный характер системы педагогических принципов. Я.А. Коменский – основоположник системы дидактических принципов.

По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими.

Я.А. Коменский, следуя своей идее природосообразности обучения, отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.

Сравнительная характеристика

И.Ф. Гербарт создал научную систему педагогики, базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии. По Гербарту, высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Главная задача школы – это забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание – дело семьи. Формированию сильных с моральной точки зрения характеров служат правильное педагогическое руководство, дисциплина и связанное с ней обучение. Для поддержания порядка и дисциплины Гербарт предлагает использовать запреты, ограничения, телесные наказания.

Джон Дьюи: дидактика разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике гербартистов, вошедшей в противоречие с прогрессивным развитием общества и школы. Обучение должно строится с учетом интересов школьников и должно быть связана с их жизненными потребностями. Разработал концепцию «полного акта мышления»: мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение. Место «книжной» учебы занял принцип активного учения, основой которого является собственная познавательная деятельность учащегося.

Становление и развитие системы педагогических принципов в отечественной педагогике. Характеристика принципов концепции развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Прием попарного сочетания принципов, основанных на противоречиях и взаимосвязях.

По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими. Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.

В данный момент выделяют следующие принципы обучения, которые опираются на принципы, выделенные К.Д. Ушинским.

1. Принцип воспитывающего характера обучения.

2. Принцип научности.

3. Принцип наглядности.

4. Принцип активности и сознательности в обучении.

5. Принцип систематичности и последовательности в обучении.

6. Принцип доступности обучения.

7. Принцип прочности ЗУН.

8. Принцип индивидуализации и дифференциации.

Принципы развивающего обучения

1. Принцип более высокого уровня трудности в обучении. Нельзя понимать прямолинейно, только как увеличение тяжести трудности в обучении. Ученик должен преодолевать трудности, но не какие-то ни было, а те, которые находятся в ЗБР ребенка. 2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Принцип направлен на то, чтобы подвести детей к самостоятельным выводам без формального заучивания и механического запоминания правил, терминов. 3. Принцип осознания процесса обучения. Принцип не отрицает и не противостоит принципу сознательности и активности. А обращен как бы внутрь самого ребенка: что ученик до этого знал, что ему нужно узнать, как. 4. Принцип прохождения материала более быстрыми темпами. Принцип противостоит топтанию на месте, однотипности уроков. Более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвратом к пройденному. Такая структура программы помогает преодолеть изолированность отдельных ее частей, повышает количество обучения при экономности времени. 5. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых.

Современные подходы к системе педагогических принципов.

В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей, они видоизменяются, совершенствуются. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.