logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

Виды возраста

а) критический

Критические периоды представляют собой поворотные пункты, в которых ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Кризис возникает незаметно, также для него характерно резкое обострение, происходящее обычно в середине этого возрастного периода. Содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые своеобразны и специфичны, носят переходный характер. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного, возраста, включаясь в их состав как подчиненная инстанция.

б) литический

В так называемых стабильных возрастах развитие характеризуется медленным или литическим течением. Эти возрасты преимущественно плавного внутреннего изменения личности ребенка, которые накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.

З. Фрейд

Д.Б. Эльконин

Э. Эриксон

Ж. Пиаже

Оральная стадия (0-1 год).Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением

Анальная стадия (1-3 года).

На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения.

Фаллическая стадия (3-5 лет)характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы.

Латентная стадия (5-12 лет)характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12-I8 лет) -характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению.

I. 0 – 1 (2) мес.

Новорожденность.

Соц. сит. разв.: жизнедеятельность ребенка обеспечивается взрослыми.

вед. вид. деят.: Физиологические отправления.

Новообр.: способность активно бодрствовать, перцептивная память.

II. 1(2) м. – 1 г.

Младенчество

Соц. сит. разв.: Комплекс оживленности. Основным достижением является прямохождение.

вед. вид. деят.: Непосредственное эмоциональное общение.

Личностн. новообр.: Овладение детской речью, овладение горшком.

III.1 г. – 3 г.

Раннее детство.

Соц. сит. разв.: складывается самосознание ребенка, происходит половая идентификация.

вед. вид. деят.: Предметно-манипулятивная деятельность.

Личностн. новообр.: потребность в ориентировании, речь, «Я-концепция»

IV. 3 г. – 6(7) л.

Дошкольное детство.

Соц. сит. разв.: влияние ребенка на взрослого осуществляется через удовлетворение потребности в признании.

вед. вид. деят.: Сюжетно-ролевая игра.

Личностн. новообр.: складывается внутренняя позиция ребенка. Кризис 7 лет.

V. 6(7) л. – 11 (11,5) л.

Младшее школьное детство.

Соц. сит. разв.: ребенок оценивается, исходя из того, насколько он успешен в учебной деятельности.

вед. вид. деят.: учение.

Личностн. новообр.: произвольность поведения связана с окончанием кризиса 7 лет.

VI. 11,5 л. – 14, 5 л.

Подростковый.

Соц. сит. разв.: связана с основными поведенческими подростковыми реакциями и реакцией группирования.

вед. вид. деят.: интимно-личностное общение.

Личностн. новообр.: это способность к отождествлению себя с группой.

VII. 14,5 л. – 17,5 л.

Ранняя юность.

Соц. сит. разв.: Желание быть непохожим на других.

вед. вид. деят.: Учебно-профессиональное самоопределение.

Личностн. новообр.: первая любовь и чувство одиночества.

I стадия. Орально-сенсорная

Возраст: первый год жизни.

Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда.

Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему.

II стадия. Мышечно-анальная

Возраст 2-й – 3-й годы жизни.

Задача этапа: автономия против стыда и сомнения.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли.

На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей.

III стадия. Локомоторно-генитальная

Возраст: 4 – 5 лет – дошкольный возраст.

Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.

IV стадия. Латентная

Возраст 6 – 11 лет.

Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.

Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название – латентная). Это годы начальной школы.

V стадия. Подростковый возраст и ранняя юность

Возраст 12 – 18 лет.

Задача этапа: идентичность против смешения ролей.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность.

Главное затруднение на этой стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”.

Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.

VI стадия. Ранняя взрослость

Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь.

К началу этой стадии человек уже опознал свое “Я” и включился в трудовую деятельность.

VII стадия. Взрослость

Возраст: зрелый.

Задача этапа: генеративность против стагнации.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота.

VIII стадия. Зрелость

Возраст: пенсионный.

Задача этапа: целостность эго против отчаяния.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость.

Сенсомоторный периодохватывает первые два года жизни ребёнка. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения. Родившись, ребёнок имеет врождённые рефлексы.

На второй стадииребенок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движение предмета, пытается схватить игрушку. В основе навыка лежат первичные круговые реакции - повторяющиеся действия. Одно и то же действие ребёнок повторяет снова и снова (скажем, дергает за шнур) ради самого процесса. Такие действия подкрепляются собственной активностью ребёнка, которая доставляет ему удовольствие.

Третья стадия

Вторичные круговые реакции появляются на третьей стадии, когда ребёнок сосредоточен уже не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Действие повторяется ради того, чтобы продлить интересные впечатления. Ребёнок долго встряхивает погремушку, чтобы продлить заинтересовавший его звук, проводит по прутьям кроватки всеми предметами, которые оказались в руках, и т. п.

Четвёртая стадия -начало практического интеллекта. Схемы действия, образованные на предыдущей стадии, объединяются в единое целое и используются для достижения цели. Когда случайное изменение действия дает неожиданный эффект - новое впечатление, - ребёнок его повторяет и закрепляет новую схему действия.

На пятой стадиипоявляются третичные круговые реакции: ребёнок уже специально изменяет действия, чтобы посмотреть, к каким результатам это приведет. Он активно экспериментирует.

На шестой стадии начинается интериоризация схем действий. Если раньше ребёнок производил различные внешние действия, чтобы достичь цели, пробовал и ошибался, то теперь он уже может комбинировать схемы действий в уме и внезапно приходить к правильному решению.

Около 2 лет формируется внутренний план действий. На этом заканчивается сенсомоторный период, и ребенок вступает в новый период - репрезентативного интеллекта конкретных операций. Дошкольник медленно, постепенно переходит от реализма к объективности, к учету других точек зрения и пониманию относительности оценок.