5)Прогнозировать;
Изменение природных объектов под воздействием человеческой деятельности; темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах мира и т.д.
Данное действие, являясь наиболее сложным, замыкает систему требований к подготовке учащихся. Очевидно, здесь идет речь об обоснованных прогнозах, которые можно осуществить, имея в виду современное состояние объекта, или явления, а также тенденции его развития. Без знаний этого прогнозирование невозможно.
Таким образом, четыре из пяти действий, которыми должны овладеть учащиеся согласно стандарту, основаны на знания. Но в одних случаях проверяется знание на уровне воспроизведения информации («называть»); в другом на уровне понимания («объяснять»), и наконец, применять знания, осуществляя действия «прогнозировать».
Необходимость столь детального анализа стандарта связана с тем, что с подавляющем большинстве современных школьных программ результаты обучения трактуются примерно так же.
Не имея возможности детально анализировать требования к подготовке учащихся, содержащиеся в различных вариантах базисных программ по географии, остановимся лишь на последнем сборнике регламентирующих документов, который подготовлен в Министерстве образования Российской Федерации «Оценка качества подготовке выпускников основной школы по географии». Наряду с обязательным минимумом содержания образования и примерной программой, в сборник в качестве самостоятельных документов вошли требования к уровню подготовки учеников образцы заданий для проверки достигнутого уровня подготовки.
В отличие от стандарта рассматриваемый документ имеет не пять,а шесть уровней требований. На первом месте находится требование «знать» содержание основных понятий и терминов». К сожалению, перечень основных понятий, а тем более терминов не приводится. Предполагается, что он будет определен авторами учебников, методистами или непосредственно учителем. Остальные требования сформулированы идентично стандарту. Однако при этом уменьшено число позиций в каждом из требований. Так, действие «называть» включает в себя лишь восемь позиций, в то время как в стандарте их было более пятидесяти; действие-«объяснять»-пять против тех же пятидесяти. Очевидно, требования стали носить более обобщенный характер. Например: называть основные географические объекты литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы? Или показывать пространственное размещение основных географических объектов, процессов и явлений. При этом перечень «основных географических объектов» как в случае с понятиями и терминами, не приводится. Наиболее обобщенно выглядят требования «описывать» и «прогнозировать». Они содержат лишь по одному требованию:
Описывать географические объекты, явления и процессы.
Прогнозировать тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.
3. Характеристика и анализ основных видов проверки.
В методике преподавания географии сформировалась позиция, согласно которой необходимо использовать различные формы и способы проверки. При их сочетании образуются основные виды контроля (табл.6)
Т а б л и ц а 6
- Лекция №1
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2.Различия между традиционным и современным уроком.
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2. Различия между традиционным и современным уроком.
- 1)Цели урока.
- 4. Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, всегда одинаковым по структуре.
- Лекция №2
- 3.Подготовка учителя к уроку.
- 1.Типология уроков географии.
- 2.Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии
- Лекция №3 Нетрадиционные уроки географии. Новые методические приемы.
- 1. Классификация уроков
- Лекция №4
- 1. Школьная лекция
- 2.Практикум
- 3. Урок диалог
- 5. Урок зачет
- Лекция №5
- 2. Модульная технология
- 3. Технология применения опорных сигналов (лос и лок)
- 4. Игровая технология
- 5. Технология проектной деятельности
- 1.Принципы обучения географии
- 2.Цели экологического образования.
- 3.Экологическое содержание школьной географии.
- 4.Основные пути экологизации географического образования
- Лекция №7 Система средств обучения географии
- Географическая карта и методика работы с ней.
- 2.Содержание картографических знаний в школьной географии.
- 3.Формирование умений работы с картами.
- 1.Практические работы и методика их проведения
- 2.Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения географии.
- Межпредметные связи в обучении географии. Значение, функции, виды
- 2.Реализация межпредметных связей как условие формирования мировоззрения
- 3. Опорные, сопутствующие, перспективные межпредметные связи
- Изучение причинно-следственных связей и общих географических закономерностей
- 2.Формирование знаний об общих географических закономерностях
- 1.Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии
- 3.Географическая площадка
- 1. Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии.
- 3. Географическая площадка.
- 9 Класс.
- 1) Называть и (или) показывать;
- 2) Определять(измерять);
- 3)Описывать;
- 4) Объяснять;
- 5)Прогнозировать;
- Основные виды проверки