logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

60.Планирование и организация профориентационной работы, классификация профессий, современный мир профессий и тенденции его развития как одно из оснований профориентации.

Одной из актуальных задач современной школы является создание условий для профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения.

Важнейшим условием, способствующим профессиональному самоопределению старшеклассников, является профильное обучение. Как показывает практика, к моменту окончания основной школы большинство учащихся не может самостоятельно выбрать профиль обучения в старших классах, не осознаёт важность правильного выбора профессии в дальнейшей жизни, не всегда учитывает свои интересы, склонности, личностные особенности.

Самоопределение – это всегда осознанный выбор, мы готовим детей к этому выбору с первых шагов школьного обучения, прививаем навыки самопознания, даём возможность приобрести свой собственный опыт, «примерив» его на себя, принять окончательное решение.

Образовательный процесс только тогда будет работать на самоопределение учащихся, когда будет налажена система психолого-педагогического сопровождения. Не первый год в школе идёт работа по созданию такой системы на основе программно-целевого подхода.

Организация профильного обучения предполагает два аспекта анализа:

  1. Функциональный, при котором определяются цели, задачи, условия, содержание образования, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения.

  2. Стоимостной, при котором определяются материальные, временные, финансовые и интеллектуальные затраты.

Содержание профильного образование развивается по трем организационным направлениям.

Первое - собственно профессиональное образование, обеспечивающее получение массовых профессий обычно низкой квалификации.

Второе - начальное (пропедевтическое) профессиональное образование, ориентированное на улучшение адаптации на последующих послешкольных этапах (своего рода подготовка к успешному продолжению образования в ПТУ, техникумах, к обучению на предприятиях и др.) с целью получения более высокой квалификации.

Третье - профессиональное образование как старт на пути к получению высокой квалификации (специалисты, высшее образование), открывающее перспективу деловой карьеры, выбор которой старшие школьники сделали для себя вполне осознанно.

Первый маршрут рассчитан в основном на подростков, пока имеющих невысокий потенциал. Для них получение профессии становится шансом нахождения рабочего места на рынке труда. По этому маршруту идет профессиональное обучение школьников, которые в нашем межшкольном комбинате объединяются в группы постоянного контингента. Для этих подростков получение профессии, пусть и не высокой квалификации, становится социальной гарантией быстрого решения проблем и бесконфликтного выживания в сложившихся непростых отношениях со школой и семьей.

Второй маршрут рассчитан на подростков, имеющих сложившиеся предпочтение и возможность поиска вариантов деловой карьеры. Профессиональное образование школьников на этом маршруте можно считать образовательным инвестированием в успешность их дальнейшего образования в послешкольный период - своего рода нулевой курс ПТУ пли техникума. Школы, межшкольный комбинат и другие учебные заведения объединяют усилия и ресурсы для решения этой кооперированной задачи, подкрепляя обязательства сторон соответствующими договорами о сотрудничестве. Подростки имеют время на принятие важных решений и возможность несколько раз менять эти решения под воздействием различных обстоятельств, что требует педагогического сопровождения.

Третий маршрут рассчитан на подростков, имеющих собственные перспективные планы получить высокую квалификацию в выбранной профессии. Профильное образование таких школьников тесно связано с политехнической и общекультурной подготовкой к поступлению в высшие учебные заведения и успешному обучению в них. Это инвестирование в дальнейшее профессиональное образование выпускников школ - своего рода “нулевой” курс вузов, введение в специальность высокой квалификации.

Содержательное наполнение профильного обучения носит вариативный характер, который и обеспечивает свободу широкого индивидуального выбора профиля.

Основой содержания любого профиля и его специализации должны быть профильные технологии: медицинские, педагогические, управленческие, банковские, информационные, производственные. Профильное обучение школьников должно создавать образы действий, давать преставления о том, как работают люди той или иной профессии, как они выбирают материалы, инструменты, приспособления, режимы работы, орудия, средства механизации и автоматизации и т.д.