60.Планирование и организация профориентационной работы, классификация профессий, современный мир профессий и тенденции его развития как одно из оснований профориентации.
Одной из актуальных задач современной школы является создание условий для профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения.
Важнейшим условием, способствующим профессиональному самоопределению старшеклассников, является профильное обучение. Как показывает практика, к моменту окончания основной школы большинство учащихся не может самостоятельно выбрать профиль обучения в старших классах, не осознаёт важность правильного выбора профессии в дальнейшей жизни, не всегда учитывает свои интересы, склонности, личностные особенности.
Самоопределение – это всегда осознанный выбор, мы готовим детей к этому выбору с первых шагов школьного обучения, прививаем навыки самопознания, даём возможность приобрести свой собственный опыт, «примерив» его на себя, принять окончательное решение.
Образовательный процесс только тогда будет работать на самоопределение учащихся, когда будет налажена система психолого-педагогического сопровождения. Не первый год в школе идёт работа по созданию такой системы на основе программно-целевого подхода.
Организация профильного обучения предполагает два аспекта анализа:
Функциональный, при котором определяются цели, задачи, условия, содержание образования, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения.
Стоимостной, при котором определяются материальные, временные, финансовые и интеллектуальные затраты.
Содержание профильного образование развивается по трем организационным направлениям.
Первое - собственно профессиональное образование, обеспечивающее получение массовых профессий обычно низкой квалификации.
Второе - начальное (пропедевтическое) профессиональное образование, ориентированное на улучшение адаптации на последующих послешкольных этапах (своего рода подготовка к успешному продолжению образования в ПТУ, техникумах, к обучению на предприятиях и др.) с целью получения более высокой квалификации.
Третье - профессиональное образование как старт на пути к получению высокой квалификации (специалисты, высшее образование), открывающее перспективу деловой карьеры, выбор которой старшие школьники сделали для себя вполне осознанно.
Первый маршрут рассчитан в основном на подростков, пока имеющих невысокий потенциал. Для них получение профессии становится шансом нахождения рабочего места на рынке труда. По этому маршруту идет профессиональное обучение школьников, которые в нашем межшкольном комбинате объединяются в группы постоянного контингента. Для этих подростков получение профессии, пусть и не высокой квалификации, становится социальной гарантией быстрого решения проблем и бесконфликтного выживания в сложившихся непростых отношениях со школой и семьей.
Второй маршрут рассчитан на подростков, имеющих сложившиеся предпочтение и возможность поиска вариантов деловой карьеры. Профессиональное образование школьников на этом маршруте можно считать образовательным инвестированием в успешность их дальнейшего образования в послешкольный период - своего рода нулевой курс ПТУ пли техникума. Школы, межшкольный комбинат и другие учебные заведения объединяют усилия и ресурсы для решения этой кооперированной задачи, подкрепляя обязательства сторон соответствующими договорами о сотрудничестве. Подростки имеют время на принятие важных решений и возможность несколько раз менять эти решения под воздействием различных обстоятельств, что требует педагогического сопровождения.
Третий маршрут рассчитан на подростков, имеющих собственные перспективные планы получить высокую квалификацию в выбранной профессии. Профильное образование таких школьников тесно связано с политехнической и общекультурной подготовкой к поступлению в высшие учебные заведения и успешному обучению в них. Это инвестирование в дальнейшее профессиональное образование выпускников школ - своего рода “нулевой” курс вузов, введение в специальность высокой квалификации.
Содержательное наполнение профильного обучения носит вариативный характер, который и обеспечивает свободу широкого индивидуального выбора профиля.
Основой содержания любого профиля и его специализации должны быть профильные технологии: медицинские, педагогические, управленческие, банковские, информационные, производственные. Профильное обучение школьников должно создавать образы действий, давать преставления о том, как работают люди той или иной профессии, как они выбирают материалы, инструменты, приспособления, режимы работы, орудия, средства механизации и автоматизации и т.д.
- 1. Сущность и специфика педагогической профессии. Представления о перспективах педагогических профессий, педагогических специальностях и условиях профессионального становления педагога.
- 2. Аксиологические основы современной педагогики. Сущность гуманизации образовательного процесса. Современная этика отношения к детству.
- 3. Характеристика современной дидактической концепции.
- 4. Этические, педагогические и психологические основы взаимодействия образовательного учреждения с родителями и семьями учащихся.
- 5. Содержание приоритетных стратегий воспитания. Актуальные проблемы воспитания молодежи и формирования мировоззрения в системе профессионального обучения.
- 6. Детские и молодежные самодеятельные группы и неформальные объединения. Возможность их взаимодействия с воспитательной системой образовательных учреждений.
- 7. Проблема целеполагания в педагогике. Согласование целей профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности обучающихся.
- 8. Становление принципов в истории педагогики. Характеристика современной системы педагогических принципов.
- 9. Основные психолого-педагогические и гигиенические требования к организации и осуществлению образовательного процесса в системе профессионального обучения.
- 10.Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования. Нормативные документы, отражающие содержание профессионального образования.
- 13.Сущность и специфика самостоятельной работы обучающихся в профессиональном обучении. Роль и место домашних заданий в системе самостоятельных работ.
- 14.Специфика лекционно-семинарской формы обучения в современном образовательном процессе. Возможности ее эффективного и целесообразного применения в условиях профессионального обучения.
- 15.Интерактивные формы и методы обучения. Возможности их применения в процессе профессионального обучения юношей и взрослых.
- Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций)
- 16.Сущность и специфика проблемного обучения и возможности его реализации в системе профессионального обучения.
- 17.Этапы и психолого-педагогические условия формирования и развития экономических понятий.
- 19.Методы стимулирования и мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся раннего юношеского возраста.
- 20.Средства профессионального обучения. Критерии выбора наглядных и технических средств обучения.
- 21.Сущность и специфика дистанционного образования. Средства новых информационных технологий в процессе профессионального обучения, возможности и ограничения их применения, методика использования.
- 22.Педагогическая диагностика воспитанности личности и коллектива. Критерии оценки достижения планируемых результатов воспитания молодежи и личностного развития обучающихся.
- 23.Контроль в процессе профессионального обучения. Система методов контроля эффективности образовательного процесса.
- 24.Различные подходы к оценке результатов обучения. Система контроля в системе профессионального обучения. Влияние оценки и отметки на личностное развитие учащихся раннего юношеского возраста.
- 25.Сущность и специфика образовательной технологии. Основания для классификации педагогических технологий. Современные модели обучения.
- 26.Психолого-педагогические и методические основы современных технологий воспитания. Особенности их реализации в системе профессионального обучения.
- 27.Технология педагогического проектирования в условиях профессионального обучения.
- 28.Особенности становления образовательной системы, развития педагогической мысли и педагогической науки в России.
- 29.Концепция свободного воспитания: история и современная интерпретация.
- 30. Характеристика гуманистических образовательных систем, известных в истории педагогики (по выбору студента).
- 31. Роль и место реформ в истории отечественной педагогики. Современные тенденции развития образования в мире. Сущность процесса модернизации российского образования.
- 33. Педагогика и психология как науки и виды практической деятельности. Роль психологии в образовании и возможности влияния на повышение качества обучения.
- 35.Сущность исследовательской функции психолого-педагогической деятельности. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
- 37.Психологическая характеристика речевой деятельности, требования к речевой компетентности педагога в условиях профессионального обучения.
- 38.Общение как деятельность. Специфика педагогического общения с подростками, юношами и взрослыми как субъектами профессионального обучения.
- 39.Влияние стиля педагогического общения на личностное развитие учащихся. Особенности построения конструктивных взаимоотношений с учащимися различного возраста.
- 40.Психологическая характеристика конфликта. Типичные конфликты в процессе обучения, способы их профилактики и разрешения.
- 41.Характеристика уровней развития класса как малой группы. Методы работы педагога, способствующие сплочению группы, развитию самоуправления, инициативы учащихся.
- 43.Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте, определяющие особенности организации профессионального обучения.
- 45.Мотивация учебно-профессиональной и профессиональнопедагогической деятельности. Понятие о потребностях, мотивах, их проявлении и развитии в отрочестве, юности и зрелости.
- 46.Мышление как познавательный процесс, возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в профессиональном обучении.
- 47.Развитие воображения и творческих качеств личности как приоритетная психолого-педагогическая задача.
- 48.Память как познавательный процесс, психолого-педагогические условия развития памяти.
- Характеристика процессов памяти
- 3. Использование игры, небольших представлений и инсценировок
- 4. Фантазирование
- 51.Понятие о воле и произвольности, их проявлениях и развитии в онтогенезе. Психолого-педагогические условия волевого развития ребенка в семье и школе.
- 52.Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности.
- 53.Понятие о способностях личности, их природе и условиях развития. Структура и развитие педагогических способностей.
- Базовые педагогические способности
- 54. Возраст как основная категория психологии развития и современные интерпретации возрастного подхода в обучении.
- Виды возраста
- 55. Психологическая характеристика юношества как основание проектирования и осуществления образовательного процесса в профессионально-педагогических учебных заведениях.
- 56. Познавательные ресурсы личности в юношеском возрасте. Развитие умственных способностей в процессе обучения экономике.
- 57.Психологические ресурсы взрослого как обучающегося в системе профессионального образования. Психологические принципы обучения взрослых.
- 58. Психологическое обоснование технологий развивающего обучения. Специфика их реализации в системе профессионального обучения.
- 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)
- 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- 3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
- 59. Функции и организационные модели профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников. Профильное обучение как пространство личностного самоопределения старшеклассников.
- 60.Планирование и организация профориентационной работы, классификация профессий, современный мир профессий и тенденции его развития как одно из оснований профориентации.