logo search
Программа ГАК 11-12

Психолого-педагогические основы начального образования

1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.

Становление и развитие педагогики как науки - донаучный и научный периоды ее развития. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Функции педагогической науки. Структура педагогической науки.

2. Методология и методика педагогического исследования.

Методология педагогики. Методологическая культура учителя. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. Педагогический опыт.

3. Развитие, формирование, воспитание личности.

Биосоциальная природа личности. Формы развития личности. Взаимообусловленность форм развития личности. Возрастные периоды развития и воспитания личности. Биологические, социальные, педагогические факторы развития личности и их характеристика.

4. Система образования и ее характеристика.

Общая характеристика С.О. Непрерывное образование. Основные звенья системы образования и их характеристика. Дополнительное образование. Детские и молодежные общественные объединения. Основные тенденции развития систем образования.

5. Целостный педагогический процесс.

Характеристика целостного педагогического процесса: П.Ф.Каптерев о педагогическом процессе. Понятие, структура и функции педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса. Принципы педагогического процесса.

6. Воспитательный процесс и его характеристика.

Понятие воспитательного процесса. Сложность воспитательного процесса. Закономерности воспитательного процесса. Диагностика результативности воспитательного процесса.

7. Воспитательная система школы.

Составляющие воспитательной системы школы. Организаторы воспитательной работы в школе и их функции. Классный руководитель в воспитательной системе. Условия эффективности деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы.

8. Учебный процесс и его характеристика.

Дидактика как теория обучения. Роль Я. Коменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта в развитии научной педагогики, традиционной дидактической системы. Многообразие подходов к обучению на современном этапе развития общества.

9. Сущность процесса обучения.

Обучение как двусторонняя деятельность преподавателя и учащегося. Функции процесса обучения. Компоненты процесса обучения.

10. Содержание целостного педагогического процесса.

Определение содержания образования. Факторы, влияющие на отбор содержания образования. Носители содержания.

11. Компоненты базовой культуры личности и пути ее формирования.

Культура жизненного самоопределения. Интеллектуальная культура личности. Нравственная культура личности. Гражданская культура личности Культура труда и экономическая культура личности. Экологическая культура личности, Эстетическая культура личности, Физическая культура личности, Культура семейных отношений.

12. Методы целостного педагогического процесса.

Классификация методов обучения и воспитания. Методы и приемы обучения. Методы и приемы воспитания. Технология активного обучения.

13. Средства целостного педагогического процесса.

Классификация средств целостного педагогического процесса. Средства наглядности в обучении и воспитании. Технические средства обучения и воспитания и их классификация. Компьютерные технологии в процессе обучения и воспитания.

14. Формы организации целостного педагогического процесса.

Сущность и характеристика форм организации целостного педагогического процесса. Урок как основная форма обучения. Другие формы организации обучения. Формы организации воспитательного процесса.

15. Ученик как субъект учебной деятельности.

Формирования субъектности ученика в учебном процессе. Значение формирования целеполагания и мотивации учения для воспитания субъектности. Формирование универсальных учебных действий как залог успешности обучения.

16. Семья как субъект социализации и воспитания.

Семья как социальный институт. Функции семьи. Типы семей. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Взаимодействие семьи, школы и социума. Принципы общения семьи и школы. Функции школы в работе с родителями.

17. Педагогическая деятельность и профессиональная компетентность учителя.

Компоненты педагогической деятельности. Педагогическое мастерство как свойство самоорганизации личности. Содержание педагогической компетентности.

18. Воспитательные функции детского коллектива.

Понятие «детский коллектив». Функции коллектива. Типы и структура детского коллектива. Этапы развития коллектива. Пути и средства формирования детского коллектива. Технология коллективного творческого дела.

19. Сущность и понятие педагогической технологии.

Признаки педагогической технологии. Педагогическая техника. Сущность и структура педагогического общения. Коммуникативная компетентность педагога. Принципы фасилитативного общения.

20. Школа как объект управления.

Управленческий труд в школе. Основные элементы школы. Школа как развивающаяся система. Школа как функционирующая система. Педагогическая инноватика. Организационная культура школы.

21. Человек как личность и индивидуальность.

Системно-структурное представление о личности. Соотношение биологического и социального в формировании личности. Структура личности. Параметры личности

22. Деятельностный способ существования человека.

Деятельность в психологии как объяснительный принцип и как предмет исследования. Структура индивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели, действия, операции, контроль, оценка. Освоение деятельности; взаимодействие навыков; интериоризация, экстериоризация.

23. Проблема соотношения обучения и психического развития.

Три теории о соотношении обучения и развития. Зона ближайшего развития как психологическое понятие. Учет психологических особенностей младшего школьника в организации учебно-воспитательного процесса.

24. Психическое развитие ребенка до поступления в школу.

Периодизация детского развития по Д.Б. Эльконину. Психологические особенности детей 6-летнего возраста. Игра как ведущая деятельность дошкольника, ее влияние на новообразования возраста.

25. Готовность ребенка к обучению в школе и учет этой готовности в адаптационный период пребывания его в школе.

Понятие «готовность ребенка к обучению в школе» (общая и специальная готовность). Интеллектуальная готовность. Социальная готовность. Личностная готовность.

26. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

Влияние учебной деятельности на развитие интеллектуальных новообразований возраста. Влияние учебной деятельности на развитие личностных новообразований возраста. Формирование учебной деятельности младших школьников в процессе обучения.

27. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.

Эмоции и воля как психологические понятия. Особенности эмоционально-волевого развития младших школьников. Влияние учебной деятельности на развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.

28. Формирование мотивации учения младших школьников.

Мотивация как психологическое понятие. Уровни развития мотивации учения. Методы и приемы работы учителя по формированию мотивации учения младших школьников.

29. Учет индивидуальных особенностей учащихся начальных классов в процессе обучения.

Индивидуально-типологические свойства личности. Влияние индивидуальных особенностей на характер и уровень обучения младших школьников.

30. Личностное развитие ребенка в младшем школьном возрасте.

Самосознание и самооценка. Образ «Я». Рефлексия, соподчинение мотивов, внутренний план действий как главные личностные новообразования младших школьников. Внеурочная деятельность как средство личностного развития ребенка младшего школьного возраста.

31. Закономерности процесса усвоения знаний.

Роль восприятия и методы его организации в деятельности учителя. Роль осмысления и методы его организации в деятельности учителя. Роль закрепления и методы его организации в деятельности учителя. Действенность знаний как основа компетентностного подхода в обучении

32. Внимание как психологическое понятие.

Внимание как психологическое понятие. Виды, свойства, особенности развития внимания младших школьников. Выбор методов обучения учителем начальных классов с учетом уровня развития свойств и видов внимания у младших школьников, развитие внимания в процессе учебной деятельности.

33. Восприятие.

Восприятие как психологическое понятие. Виды, свойства, особенности развития восприятия младших школьников. Выбор методов обучения учителем начальных классов с учетом уровня развития свойств восприятия у младших школьников, развитие восприятия в процессе учебной деятельности.

34. Память как психологическое понятие.

Память как психологическое понятие. Виды, процессы, особенности развития памяти младших школьников. Выбор методов обучения учителем начальных классов, ориентированных на зону ближайшего развития памяти младших школьников.

35. Мышление.

Мышление как психологическое понятие. Виды мышления и их характеристика. Формы мышления. Логические операции мышления. Качества ума, их влияние на обучаемость младших школьников. Развитие мышления в процессе учебной деятельности.

36. Мышление и речь.

Л.С. Выготский о соотношении развития мышления и речи. Виды речи и особенности ее развития у младших школьников. Выбор методов обучения учителем начальных классов, ориентированных на зону ближайшего развития речи младших школьников.

37. Развитие воображения у учащихся начальных классов в системе организации их учебной деятельности.

Воображение как психологическое понятие. Особенности развития воображения у младших школьников. Формирование творческих умений уч-ся на различных предметах начального образования.

38. Педагогическое общение как вид профессионального общения.

Общение как психологическое понятие, функции общения. Педагогическое общение, функции, структура. Стили профессионально-педагогического общения и их влияние на развитие личности младшего школьника.

39. Профилактика и коррекция неуспеваемости младших школьников.

Понятие школьной неуспеваемости. Психологические факторы, определяющие успехи и неудачи школьников в учении. Методы коррекционно-развивающей деятельности учителя.

40. Психолого-педагогические основы коррекционной работы с трудными детьми.

Трудновоспитуемость как психологическое понятие. Социальные, педагогические, психологические причины появления «трудных детей». Классификация трудновоспитуемых детей. Социально-педагогические методы коррекции трудновоспитуемости.