logo search
АФК, пособие

Глава II опорные концепции методологии адаптивной физической культуры

В Декларации ООН о правах инвалидов (1975, 2.1) сказано, что «инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства независимо от происхождения, характера и серьезности увечий... имеют гражданские и политические права, право на экономическое и социальное обеспечение, на медицинское, психическое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности; на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции и реинтеграции».

Только в последние десятилетия в нашей стране общество заметило огромный социальный слой инвалидов и лиц, имеющих выраженные нарушения в состоянии здоровья. Экологические катастрофы, войны, криминогенная обстановка, отягощенная наследственность, заболевания, травмы, увечья, полученные на производстве, в быту, на транспорте и т.п., увеличивают число инвалидов приблизительно на 200 тыс. ежегодно.

Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма, с другой — вызывают у инвалидов комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциональными установками (Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., 1992; Нечаева Н.В., Сыромолотов Ю.С., 1988; Пономарев Н.И., 1996).

Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующих коррекций, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится сегодня к числу первостепенных государственных задач.

Указом Президента Российской Федерации (№ 802 от 27 июня 1992 г.) рекомендовано определить приоритетные направления фундаментальных и прикладных исследований по проблемам инвалидности и инвалидов.

Проблемное поле, обозначенное понятиями «инвалид», «инвалидность», «реабилитация инвалида», «здоровье инвалида», «интеграция инвалида», «здоровый образ жизни инвалидов» стало объектом изучения специалистов разных областей знаний, философов и социологов, генетиков и клиницистов, дефектологов и физиологов, психологов и педагогов, экономистов и юристов. Однако интегральной теории инвалидологии пока не создано (СахноА.В.,1993).

В сфере физической культуры в последние годы государственными и общественными организациями прилагаются большие усилия для привлечения инвалидов к систематическим занятиям физическими упражнениями как эффективному универсальному средству физической, психической, социальной адаптации. Работают федерации, комитеты, комиссии, ассоциации инвалидов, созданы новые кафедры, разработаны первые учебные программы для подготовки специалистов-педагогов, функционируют диагностические и реабилитационные центры, коррекционные учреждения, консультационные пункты, специальные школы-интернаты, клубы, секции, сборные команды по видам спорта, проводятся праздники, фестивали, соревнования для инвалидов. Однако лишь незначительная часть инвалидов вовлечена в физкультурно-оздоровительную и спортивную работу, причем не более 10% получивших инвалидность возвращаются к работе (Чепик В.Д., 1995). Основными причинами недостаточного развития физической культуры инвалидов являются следующие:

— незнание ими собственного физического потенциала, отсутствие ценностных ориентации и соответствующей мотивации, осознанной потребности в двигательной активности;

— незрелость общественного мнения о необходимости создания для инвалидов условий «равной личности»;

— отсутствие квалифицированных педагогов, обладающих необходимым комплексом фундаментальных и прикладных знаний и практических умений, позволяющих поддерживать и развивать физические возможности инвалида и формировать его личность;

— неполная и не всегда грамотная интерпретация медицинских сведений о патологии человека специалистами физической культуры, что приводит к недостаточно целенаправленной коррекции дефектов развития и здоровья инвалида (Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Федорова Т.В., 1996).

Необходимо принципиально новое мировоззрение, качественное переосмысление и творческое реформирование такого сложного педагогического явления, каким является адаптивная физическая культура. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов должно стать основополагающим принципом формирования физической культуры личности человека, в том числе инвалида (Лубышева Л.И., 1993, Николаев Ю.М., 1996).

Сегодня в практике утвердились два основных подхода в формировании теории и методики адаптивной физической культуры.

Первый - обобщение опыта работы с инвалидами, который уже имеет свои историю, достижения и успехи. Осуществляют эту работу педагоги, методисты, тренеры и просто энтузиасты (порой не имеющие высшего профессионального образования). Силами педагогов-новаторов создаются индивидуальные учебно-оздоровительные программы, передовые технологии, частные методики для отдельных нозологических групп инвалидов. Однако подвижничество, милосердие, сострадание к обездоленным не всегда компенсируют недостаточность знаний. Неполная и не всегда безупречная интерпретация медицинских сведений о патологии занимающихся подчас не приводит к желаемым результатам.

Второй подход — экспериментальный поиск, проверка и научное обоснование частных методик в сфере физического воспитания, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации инвалидов. Это эффективный и плодотворный путь.

Основные направления уже имеющихся исследований — это поиск рациональных средств, методов, организационных форм физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами разных категорий и возраста. Привлечение этиопатогенетического анализа, использование физиологических, психологических, социологических методов исследования правомерно и достаточно убедительно. Большая часть исследований касается изучения уровней единичного и особенного, обусловленных конкретной патологией.

Однако локальность объектной области исследований, отсутствие методологических концепций, имеющих всеобщий характер, ограничивают сферу их возможных экстраполяции.

И первый, и второй подходы предполагают прежде всего углубленное изучение конкретных методик адаптивной физической культуры для разных категорий инвалидов. Вместе с тем истинное познание, проникновение в суть явления, по мнению В.К. Бальсевича (1991), возможно только при освоении всех уровней знаний, и первый из них — философское осмысление, создание методологической базы дисциплины.

Очевидно, что формирование адаптивной физической культуры возможно на основе интеграции знаний о структуре и содержании физической культуры (Матвеев А.П., 1983, 1991; Выдрин В.М., 1983,1986; Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М., 1996; Платонов В.Н., 1988; Пономарев Н.И., 1989) и знаний нормальной и патологической анатомии, физиологии, психологии и других смежных наук (Адо А.Д., 1985; Давыдовский И.В., 1969;Дембо А.Г., Лисицын Ю.П., Петленко В.П., 1992; Фролов В.А., 1987; Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К., 1995; Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г., 1986; Ярыгин В.Н., 1985). Создание новых специальностей поставило глобальную задачу: определить систему знаний, необходимых и достаточных для работы с инвалидами в области адаптивной физической культуры. В зависимости от того, насколько рационально сложится такая интеграция (с какими научными дисциплинами, в каком сочетании и объеме), во многом предопределяется идеология развития адаптивной физической культуры как науки и учебной дисциплины (Евсеев С.П., Шапкова А.В., Федорова Т.В., 1996).

История науки свидетельствует о том, что в развитой системе знаний разные теории объединяются в более широкие образования, связанные между собой многообразными отношениями. Нередко подобные связи устанавливаются далее между теориями, принадлежащими к разным дисциплинам. Такой процесс объединения и синтеза в системе межпредметных связей есть наиболее характерная особенность интеграции научного знания. Выявление общих идей, принципов, подходов, гипотез, теорий, известных в других науках, может обогатить знания специалиста по работе с инвалидами в сфере физической культуры, а в дальнейшем сформировать методологические основы теории адаптивной физической культуры.

Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма инвалида (Евсеев С.П., 1996).

Физическая культура естественным образом сочетает в себе не только биологическое, но и социальное (Лубышева Л.И., 1996). Физическое в человеке играет роль механизмов, с помощью которых осуществляются его социальные функции (Пономарев Н.И., 1996). В жизнедеятельности инвалида именно биологическое состояние организма отражает социальное проявление личности, степень ее социальной адаптации. Поэтому магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность инвалида. Познание сущности этого явления может стать методологическим фундаментом теории адаптивной физической культуры.

На основе естественных законов эволюционного развития моторики В.К. Бальсевичем (1981,1988,1996) достаточно емко и обстоятельно разработана система научно обоснованных представлений о феномене физической активности человека, его генезисе, содержании и структуре, социально-биологических закономерностях и особенностях физической активности на разных возрастных этапах жизни. По существу, она представляет собой разработанное самой природой хорошо сбалансированное и чрезвычайно умное расписание развития всего многообразия элементов и структур моторики человека.

Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность — обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации. Главная задача профессиональной деятельности педагога адаптивной физической культуры состоит в формировании убеждений инвалида в том, что физическая культура служит для него объективной жизненной потребностью, способом и условием полноценной, полноправной жизни. Для этого и сам будущий специалист должен обладать разносторонними мировоззренческими знаниями, системой ценностей, интересов, мотиваций, имеющих глубоко нравственную гуманистическую направленность (Евсеев С.П., 1996; Недашевская М.А., 1993; Сахно А.В., 1993; Шорохова Е.В, 1977).

В этом плане чрезвычайно важны те отправные положения -идеи, принципы, которые лежат в основе воспитания физической культуры личности (Лубышева Л.И., 1993).

Поэтому система образования специалиста по адаптивной физической культуре включает целый блок психологических дисциплин. Они позволят подготовить специалиста с глубокими базисными знаниями по широкому спектру медицинских и психологических проблем, обладающего умениями и навыками, необходимыми в работе с различными категориями больных и инвалидов, сформировать представление биологического, социального и аномального в человеке, что позволит грамотно апеллировать к личности, не нанося ей ущерба, а наоборот, способствовать ее более гармоничному развитию, социализации и интеграции в обществе.

В связи с многообразием областей наук, изучающих патологию человека в разных аспектах, необходимо выделить те опорные дисциплины, которые должны, с нашей точки зрения, стать базисом познания человека-инвалида и тех процессов, которые происходят в его организме.

Одной из основных дисциплин, которая может стать методологической основой теории адаптивной физической культуры, является «Общая патология» - наука о наиболее общих закономерностях патологических процессов, о тех главных чертах, которые лежат в основе любой болезни, независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, окружающей среды, методов исследования. Она синтезирует в себе знания философии, современной теоретической и экспериментальной медицины, патологической и экспериментальной медицины, патологической физиологии, генетики, морфологии, биохимии, иммунологии и других наук. Причем рассмотрение патологических процессов с позиций философских категорий воспринимается не как праздное теоретизирование, а как весьма актуальное для практики обобщение взаимосвязи и причинной обусловленности природных, общественных, психических процессов с позиции реакций организма как целостной системы (Адо А.Д., 1985; Давыдовский И.В., 1962; Лисицин Ю.П., Петленко В.П., 1992; Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К., 1995).

Ознакомление с курсом общей патологии предполагает не механический перенос дисциплины, преподаваемой в медицинских вузах, а рассмотрение указанных философских категорий через призму особенностей адаптивной физической культуры, так как вуз готовит к профессиональной деятельности не врача, а педагога, способного найти физиологически и психологически оправданные пути и средства оптимизации развития психофизических возможностей человека-инвалида.

Таким образом, опорными концепциями в методологии адаптивной физической культуры должны быть: теория и методика физической культуры как базовая дисциплина с ее новейшими макротенденциями развития, общие психологические и биологические закономерности функционирования организма с патологическими нарушениями, гуманистические принципы и деятельностный подход к формированию физической культуры лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Творческая реализация этих знаний в конкретной профессиональной деятельности будет мощным стимулом воздействия на природную, психическую, волевую, эмоциональную сферу инвалидов, формирования у них потребности в двигательной активности и освоении всей системы ценностей физической культуры.

Рассмотрим основные категории общей патологии, отражающие объективные закономерности биологических процессов в организме человека. К ним относятся: целостность организма, структура и функция, реактивность организма, причинно-следственная связь, адаптация и компенсация организма.

Целостность организма. В процессе познания эволюционного развития человека организм условно разделялся на множество частей-органов, тканей, клеток, характеризующихся своей структурно-функциональной спецификой. Но все эти части и их функции неразрывно связаны между собой, обеспечивая целостность организма, его связь с внешней средой. При этом каждый организм обладает совокупностью признаков и свойств, отличающих любую живую систему: обменом веществ, ростом, развитием, размножением, изменчивостью, наследственностью, реактивностью, надежностью (Ярыгин В.Н., 1985).

Надежность организма означает способность сохранять определенную устойчивость функционирования и развития в течение возрастного интервала времени. Она обеспечивается наличием элементов управления, функциональной гибкостью, динамичностыо, способностью к адаптации и компенсации нарушенных функций, характером гомеостатических регуляций. Организующую роль в реализации реакций организма играет нейрогу-моральная и иммунная системы как материальная основа, на которой строится и держится целостность организма. Центральным координатором, осуществляющим структурно-функциональные связи в целостном организме, является нервная система (Зайко Н.Н., 1985; Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К., 1995; Юлай Г.А., 1962).

При заболевании нервная система, испытывая на себе действие патогенного фактора, организует активацию и координацию компенсаторных процессов, т.е. сопротивление действию патогенного фактора (Волжин А.И., Субботин Ю.К., 1987; Серов В.В.,1992).

Взаимоотношение части и целого при различных патологических процессах определяется общеизвестной формулой «всякая болезнь есть страдание всего организма». Она стала незыблемым постулатом энциклопедий и учебников, что лишний раз подчеркивает единство организма как целостной системы.

На сегодня эта формула получила более глубокое толкование. Дело заключается не только в отрицательном влиянии патологического процесса на весь организм и в том, что болезнь, локализованная в каком-либо органе, рассматривается как целостная реакция организма (Попов В.Г., 1982), а главное в том, что отрицательные влияния со стороны больного органа являются одновременно мощным стимулом для повышения функциональной активности здоровых органов с целью нормализации нарушенных функций и ликвидации патологического процесса. Другими словами, весь организм, все органы и системы мобилизуются на борьбу за выздоровление. Если принято говорить, что организм болеет весь, то нельзя забывать, что он также весь борется с недугом, включая защитные реакции, активируя жизненные силы. Поэтому проблема адаптации и компенсации нарушенных функций - это прежде всего проблема работы организма как целостной системы.

Последнее положение особенно важно для адаптивной физической культуры, так как именно в этих процессах заключается биологическая суть педагогической деятельности в работе с инвалидами в сфере физической культуры.

Любая патология, которая привела человека к инвалидности, независимо от вызвавшей ее причины и нозологической формы, непременно отражается на двигательной функции. Малоподвижность как вынужденная форма поведения инвалида приводит к гиподинамии и гипокинезии, которые влекут за собой целый ряд негативных последствий: снижение функциональных возможностей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий самореализации, потеря экономической и бытовой независимости, что, в свою очередь, вызывает стойкий эмоциональный стресс (Дмитриев B.C., Сомаева Г.Н., Киселева Е.В., 1993). Кроме того, отмечаются дискоординация регуляторных механизмов (Солодков А.С., 1988,1996), ухудшение показателей кардио-респираторной системы (Курдыбайло С.Ф., 1993,1996), нарушение ритма деятельности внутренних органов (Меерсон Ф.З., 1981), нервные расстройства (Чазов Е.И., 1975), снижение адаптационно-компенсаторных возможностей (Меерсон Ф.З., 1986; Никитюк Б.А., Коган Б.И., 1989). Такие аномалии, как нарушение интеллекта, слуха, последствия детского церебрального паралича, сопровождаются расстройством не только моторики и координации движений, но и речевой функции, что ограничивает познавательную и коммуникативную деятельность инвалидов (Выготский А.С., 1983; Дмитриев А.А., 1991; Мастюкова Е.В., 1985).

Закономерная цепь реакций организма под влиянием устойчивых отклонений в состоянии здоровья изменяет структурно-функциональное состояние отдельных систем и органов, а следовательно, и всего организма как целостной социально-биологической системы.

Адаптивная физическая культура призвана с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные физические ресурсы и духовные силы инвалида, максимально приблизить психофизические возможности организма и личности к самореализации в обществе.

Структура и функция. Биологическая структура - это строение, определенная организация тех или иных частей организма (молекул, клетки, ткани, органа и др.), а также их взаимоотношения. В организме все организовано и структурировано - от молекул различных веществ до организма в целом.

Биологическая функция - это деятельность, т.е. изменение во времени и пространстве состояния или свойств тех или иных структур организма и его самого как целого. Разнообразные структуры выполняют свои специализированные функции. В процессе эволюции человека функции развивались и совершенствовались сопряженно с развитием и совершенствованием структур, одновременно приобретая целесообразный характер. Целесообразные для выживания структуры и функции сложились в различные структурные и функциональные уровни жизнедеятельности: молекулярный, субклеточный, клеточный, органный и системный (Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К., 1995).

Взаимоотношения структуры и функции до сих пор являются предметом споров и дискуссий. Это связано с тем, что правильная интерпретация этих понятий служит предпосылкой для создания основ теории патологии, включающих такие принципиально важные проблемы, как этиология, патогенез, морфогенез болезней человека, закономерности их развития, компенсация нарушенных функций, диагностика, профилактика и др.

Развитие представлений об иерархии физиологических функций происходило быстрее, чем познание элементарных структурных единиц. В силу причин методического порядка оно растянулось на сотни лет и еще не закончилось. А это лишало исследователей возможности сопоставления главных компонентов процесса жизнедеятельности — структуры и функции. Отсутствие информации о структуре наводило на мысль об ее отставании от функциональных изменений в организме и расценивалось как закономерное явление.

И сейчас в учебных пособиях, энциклопедических изданиях встречаются такие формулировки, как «чисто функциональные изменения, еще не сопровождающиеся органическими», «функциональная стадия развития болезни», «функции изменяются неизмеримо быстрее, чем структуры» и т.п. Формулировки такого рода строятся на представлении о примате функций, об их большей изменчивости и консерватизме структуры. По-видимому, причина таких суждений — либо привычка, инерционность старого мышления, либо недооценка современных научных достижений.

Более чем 200-летний процесс развития морфологии можно кратко охарактеризовать как путь распознания структуры и функции, который шел от крупных уровней организации (организменного, органного) к мелким глубинным структурам (клеточному, внутриклеточному). В настоящее время благодаря исследованиям, выполненным с помощью тонких морфологических и биохимических методов, установлено, что функции организма являются производными от взаимодействия структур внутри клетки, сложных межклеточных отношений и взаимодействий с окружающей средой. Структурные изменения внутри клетки могут сопровождаться тяжелыми последствиями для всего организма и представлять опасность для жизни больного (Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К., 1995).

На сегодня доказано, что функция и структура представляют собой единое целое, в живом организме одно не существует без другого, и никаких противоречий между ними нет и в принципе быть не может. Они полностью сняты с повестки дня современными достижениями молекулярной биологии и патологии. Очень образно положение о неразрывном единстве структуры и функции сформулировал известный терапевт В.Х. Василенко (1985):

«Функция без структуры немыслима, а структура без функции бессмысленна».

Основополагающая концепция единства структуры и функции в адаптивной физической культуре имеет два аспекта практической реализации: первый связан с мировоззренческим представлением об уровне патологических процессов в организме инвалида, второй — непосредственно с воздействием физических упражнений.

Любой патологический процесс (потеря зрения или слуха, ампутация конечности или нервно-психическое заболевание) — это одновременно нарушение структуры и функции разных уровней организации. Глубокое понимание патологического процесса, анализ остаточного здоровья и состояния сохранных функций позволяют объективно оценить физические и психические возможности инвалида, выбрать индивидуальную стратегию двигательной активности.

Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта.

Мышечная деятельность в процессе выполнения физических упражнений стимулирует физические процессы, формируя новое функциональное состояние, характеризующееся приспособлением к дефекту, компенсацией нарушенных функций, адаптацией вегетативных систем к физической нагрузке, улучшением деятельности сохранных функций, в частности сенсорных систем, и т.п.

Отмеченные изменения на органном и системном уровнях можно объективно зарегистрировать, дать им количественную и качественную оценку. Опираясь на концепцию единства структуры и функции, можно с уверенностью утверждать, что положительные перестройки в организме происходят и на более тонких морфологических уровнях и являются отражением реакций организма в соответствующих функциям структурах, о чем свидетельствует одно из важных положений общей патологии: «Ни один из факторов среды не может прямо влиять на ту или иную функцию, он меняет ее только опосредованно - через воздействие на структуры, вырабатывающие эту функцию» (Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К., 1995).

Реактивность организма. Понятие «реактивность» означает ответ организма на те или иные внутренние или внешние раздражения. Истоки понятия уходят в глубокую древность. Еще врачи стран Древнего Востока, Греции, Рима отмечали неодинаковую чувствительность различных людей к тем или иным заболеваниям.

Свойство реактивности живых систем - основное, универсальное свойство жизни наряду с такими, как наследственность, рост, развитие, питание, обмен веществ и др. Диалектическое понимание реактивности опирается на эволюционный подход, признание детерминированности всех реакций организма, их целостности, структурности, динамичности (Кемп П., Арме К., 1988).

В зависимости от эволюционного уровня реагирующей структуры вычленяются различные формы реактивности. И.П. Павлов писал о тонкой реактивности нервной системы, о чрезвычайной реактивности ЦНС, о том, что кора больших полушарий — самая реактивная часть головного мозга. Применительно к молекулярному уровню используется понятие «раздражимость».

Эволюция живых систем от реактивности на уровне раздражимости до высшей нервной деятельности — это и есть эволюция активности (Симонов П.В.,1987).

Наиболее общей формой реактивности является биологическая, которая определяется наследственными факторами и выражает способность организма реагировать на различные воздействия окружающей среды изменением жизнедеятельности защитно-приспособительного характера. Патологическая реактивность проявляется при воздействии болезнетворных факторов и характеризуется необычной формой реагирования на соответствующий раздражитель (Данилова Л.Я., 1994).

В истории медицины издавна существует тенденция исследования этиологии болезни в связи с реактивностью организма человека. Последняя и является «основным принципом в понимании сущности патологических процессов» (Лисицын Ю.П., Петленко В.П., 1992).

Реактивность определяет возникновение, течение и исход заболевания. Реактивность — это и есть причинная внутренняя основа, свойственная любой болезни. Изменяя реактивность, можно изменить течение патологических реакций, оптимально управлять состоянием больного.

Индивидуальная реактивность организма обусловлена наследственными и приобретенными факторами. Она зависит от условий окружающей среды: климатического пояса, времени года, резкой смены погоды, условий трудовой деятельности, социальных отношений в семье, на работе. Нарушения внешних условий могут послужить причиной патологической реактивности.

Реактивность зависит от пола. В женском организме она меняется в связи с менструальным циклом, беременностью. Организм женщины более устойчив к гипоксии, кровопотере, голоданию.

Известна и роль возраста в реактивности. Ранний детский возраст характеризуется низкой реактивностью, что связано с недоразвитием всех систем и органов ребенка. Самая высокая реактивность наблюдается в зрелом возрасте, постепенно снижаясь к старости, когда наступают инволюционные изменения, ослабляющие иммунные реакции, снижающие барьерные функции и компенсаторные возможности (Бальсевич В.К., 1988).

На основании изложенного физические упражнения для инвалида можно рассматривать как стимулятор ответных реакций организма. Естественно, у разных людей величина этих реакций чрезвычайно многообразна и имеет бесчисленное количество вариаций. Это обусловлено целой плеядой причин:

1) специфичностью нозологических форм патологии, состоянием остаточного здоровья и сохранных функций организма инвалида; 2) сложностью его взаимоотношений с природной средой, при этом среда сама может быть источником многих патогенных воздействий; 3) особенностями социальной жизни, состоянием психики и личностных качеств, нарушенных болезнью. Все эти причины носят объективный, закономерный характер и, несомненно, отражают особенности индивидуальной реактивности организма инвалида.

Педагогический смысл знаний о реактивности организма в том, чтобы понять и осознать необходимость индивидуального подбора адекватных средств двигательной активности для инвалидов разных категорий с учетом потенциальных возможностей, возраста, пола, состояния здоровья, внешних условий и т.п.

Причинно-следственная связь. Детерминизм как принцип всеобщей закономерной связи содержит следующие утверждения: а) любое явление причинно обусловлено; б) возникновение и развитие любого явления не происходит произвольно, а подчиняется определенным законам; в) поскольку возможно познание законов возникновения и развития явлений, постольку возможно управление процессами природы и общества (Вишаренко B.C., 1975).

Принцип причинности в биологии и медицине означает, что в жизнедеятельности нет ни одного процесса, который не был бы обусловлен причиной. Причинность — это не отдельный фактор, не их сумма, а взаимодействие среды с организмом. Результатом этого взаимодействия является следствие, которое всегда находится внутри организма, способного реагировать на внешние воздействия, воспринимать, хранить и преобразовывать информацию (Попов В.Г., 1982).

Связь причины и следствия носит необходимый и закономерный характер: если есть следствие, значит, была причина, его породившая.

Во всякой причинно-следственной связи обязательно присутствуют три элемента: организм, среда и условия. Условия — это совокупность факторов, влияющих на действие причин. В диалектике их взаимодействия и заключается механизм причинности (Давыдовский И.В., 1962).

Этиология и патогенез заболевания являются отражением причинно-следственной связи (Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г., 1986). В то время как этиология трактует вопросы, касающиеся причин и условий возникновения болезни, патогенез изучает следствие того, что происходит после действия причины, т.е. развитие и механизмы патологического процесса. Иногда причина, совершив акт агрессии (травма, ожог), исчезает. Тогда отчетливо видно причину и следствие: сначала почему, потом — как, каким образом. Чаще причина продолжает свое действие, когда патогенез уже начался: изменения, возникшие в процессе заболевания, становятся причинами новых нарушений (Лисицын Ю.П., Петленко В.П.,1992).

Это одна из точек зрения, утверждающая пусковое значение этиологического фактора в развитии болезни. Наиболее типичной является теоретическая позиция о том, что этиология и патогенез не оторваны друг от друга, а, напротив, органически связаны в единое целое и сосуществуют на всем протяжении многих болезней человека, тесно переплетаясь и обусловливая бесконечное разнообразие проявлений (Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К., 1995). Не случайно появился термин этиопатогенез, утверждающий единство причинно-следственных связей по ходу патологического процесса.

В адаптивной физической культуре выявление причинно-следственных связей в процессе патологических изменений организма имеет первостепенное значение. Одна причина может вызвать цепочку следствий, которые, возникнув, становятся причинами новых нарушений и являются сопутствующими основной патологии. Так, например, выявлено, что потеря слуха у детей сопровождается дисгармоничным физическим развитием в 62% случаев, в 43,6% — дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие и др.), в 80% случаев - задержкой моторного развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих и слабослышащих детей.

Знание причинно-следственных связей, лежащих в основе патологии, необходимо в конкретной педагогической деятельности: при подборе физических упражнений, их направленности, координационной сложности, при нормировании нагрузки: определении продолжительности и интенсивности воздействия, их частоты в сочетании с отдыхом в процессе двигательной реабилитации, физического воспитания, рекреативных и спортивных занятий. В качестве причины выдвигается конкретная педагогическая задача, а следствием является ее решение, практическая реализация и условия выполнения, которые выступают в логическом единстве и взаимосвязи.

Выяснение причинно-следственных связей позволяет не только осознать общие законы природы, но и понять единичное, уникальное, проявляющееся в частных случаях.

Адаптация организма. Процесс приспособления к окружающей среде начинается с момента рождения и осуществляется ежеминутно, ежесекундно. Организму приходится приспосабливаться к колебаниям температуры, атмосферного давления, влиянию микроорганизмов, факторов питания, бесконечному разнообразию психологических, социальных и других воздействий. Суть приспособления состоит в том, что организм так меняет интенсивность, ритм и характер протекающих в нем процессов, что основные показатели внутренней среды, несмотря на действие внешних факторов, стойко поддерживаются в рамках физиологических параметров (Верещагин В.Ю., 1984).

Этот процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме, и есть адаптация. Адаптация также результат достижения соответствия морфофункционального состояния организма тем условиям деятельности, которые создает для него среда (Давиденко Д.Н., 1996; Меерсон Ф.З., 1986; Никитюк Б.А., Коган Б.И., 1989).

Основной и принципиальный вопрос, требующий научного освещения, - за счет каких механизмов и какой цепочки явлений неадаптированный организм становится адаптированным.

Наиболее полно эти вопросы освещены в исследованиях Ф.З. Меерсона и его школы (1973-1986).

Так как организм человека — это сложная, динамическая, многофункциональная система, то адаптация включает все виды приспособления к общеприродным, производственным, социальным условиям. Поэтому говорят об адаптации температурной, сенсорной, болевой, психической,трудовой и т.п.

Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптации. Первая сформировалась в процессе эволюции человека на основе наследственной изменчивости, мутации, естественного отбора. Ее достижения закреплены генетически и передаются по наследству. Фенотипическая адаптация формируется в процессе индивидуальной жизни человека, его взаимодействия с окружающей средой. Приобретенные в течение жизни фенотипические изменения наслаиваются на наследственные признаки и формируют индивидуальный облик организма, характеризующегося совокупностью морфофункциональных изменений, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды — гомеостаза.

Ключевым звеном механизма, обеспечивающего этот процесс, является существующая в клетках взаимосвязь функции и генетического аппарата. Через эту взаимосвязь функциональная нагрузка, вызванная действием среды, приводит к увеличению синтеза нуклеиновых кислот и белков и как следствие к формированию так называемого структурного следа в системах, ответственных за адаптацию организма к конкретному фактору среды. Структурный след представляет собой комплекс структурных изменений, обеспечивающий расширение звена, лимитирующего функцию клеток, и тем самым увеличивающий физиологическую мощность соответствующих систем организма. Необходимым условием образования структурного следа является наличие стресс-реакции, возникающей при любом существенном изменении среды. Эта реакция — важное звено в целостном механизме адаптации, так как структурный след, с одной стороны, инициирует образование нового структурного следа путем мобилизации резервов организма, повышает устойчивость систем, ответственных за адаптацию, с другой — способствует стиранию старых следов, утративших биологическое значение, т.е. участвует в перепрограммировании адаптационных возможностей организма на решение новых задач, выдвигаемых средой (Меерсон Ф.З., 1986).

В результате развития адаптационных реакций организм приобретает новое качество в форме устойчивости к гипоксии, холоду, физической нагрузке, новому двигательному навыку и т.д. Это новое качество проявляется прежде всего в том, что организм не может быть поврежден тем фактором, к которому приобретена адаптация. По существу, такие реакции составляют основу закаливания, укрепления здоровья и профилактики заболеваний в процессе оздоровительных занятий физическими упражнениями. Роль адаптации как фактора профилактики проявляется в том, что устойчивость организма повышается к действию не только одного фактора, но и нескольких, т.е. речь идет о комбинированной адаптации. Так, установлено, что адаптация к гипоксии формирует разветвленный структурный след, охватывающий как высшие регуляторные инстанции, так и исполнительные органы, и сопровождается выгодным для организма поведением в конфликтных ситуациях, предотвращает острую сердечную недостаточность при эмоционально-болевом синдроме, уменьшает судороги при эпилепсии, тормозит развитие гипертонической болезни (Газенко О.Г., Меерсон Ф.З., 1986). В спортивной деятельности, например в процессе тренировки и соревнований лыжников, происходит одновременная адаптация к физической нагрузке, требующей выносливости, к холоду, гипоксии, стрессорным ситуациям (Пшенникова М.Г., 1986).

В основе адаптации к физической работе лежат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение.

Первоначально механизм воздействия физических упражнений состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, мобилизации скелетных мышц, кровообращения и дыхания, которые в совокупности образуют единую функциональную систему, ответственную за реализацию данной двигательной реакции (Анохин П.К., 1975). Однако эффективность этой системы невелика, а реакция организма не означает моментальной адаптации. Это лишь основа начального этапа срочной адаптации, которая является экстренной реакцией различных органов и систем, компенсирующей воздействие внешних факторов. Но эти реакции не закрепляются и быстро исчезают, если они не превышают физиологических возможностей организма в данный момент.

Для того чтобы сложилась устойчивая адаптация, необходимы подкрепления, тренировка, многократно повторяющиеся внешние воздействия. В результате увеличения физиологических возможностей формируется кумулятивная адаптация. Это сложный и длительный процесс постепенной функциональной перестройки организма (Меерсон Ф.З., 1981).

При напряженной спортивной тренировке он связан с активизацией и мобилизацией функциональных ресурсов организма, интенсивным протеканием структурных и функциональных преобразований в органах и тканях.

По мнению В.Н. Платонова (1988), устойчивая долговременная адаптация характеризуется наличием необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов. В.В. Петровский (1978), В.М. Волков, А.А. Семкин (1993) характеризуют ее как состояние наивысшей работоспособности, выражающейся в формировании эффективной структуры движений, повышении скорости произвольного расслабления мышц (техническая экономизация), ускорении процесса врабатывания, снижении энергозатрат на единицу выполненной работы, повышении утилизации кислорода, оптимизации восстановительных процессов (функциональная экономизация).

Долговременная адаптация выражается, с одной стороны, в увеличении мощности механизмов саморегуляции, с другой – в повышении реактивности этих систем к управляющим сигналам. В результате этого уравновешивание адаптированного организма с внешней средой достигается при меньшей степени включения высших уровней регуляторной иерархии – при более экономном функционировании нейроэндокринной регуляции систем, ответственных за адаптацию (Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г., 1988).

Особого внимания заслуживает адаптация организма к экстремальным, стрессорным условиям, из которых нельзя выйти посредством простых реакций избегания. Такие ситуации встречаются в различных видах деятельности человека, сопряженных с ответственностью, риском, необходимостью сохранять выдержку, регулировать поведение и эмоции.

На протяжении индивидуальной жизни человек неоднократно подвергается стрессу, в результате длительного и интенсивного действия которого развиваются стрессовые заболевания. В настоящее время доказана роль стресса как этиологического фактора ишемических заболеваний сердца, гипертонической болезни, атеросклероза, язвенных поражений желудка, даже злокачественных опухолей и иммунодефицитных состояний, ограничивающих срок человеческой жизни (Меерсон Ф.З., 1986; Чазов Е.И.,1975).

В качестве стрессоров выступают такие естественные для нашего времени формы, как экологические катастрофы, войны, потеря близких людей, физические травмы, увечья и др. Не менее широко распространены социально детерминированные стрессорные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, обманом, предательством, крахом надежд, разочарованием и т.п. В подобном положении оказываются многие инвалиды, внезапно потерявшие конечность, зрение или слух, когда формируются так называемые безвыходные стрессовые ситуации. Конфликт людей, оказавшихся в сложной обстановке, заключается в потребности реализовать оборонительную реакцию самосохранения и невозможности, непреодолимом запрете ее осуществить в создавшихся условиях (Симонов П.В., 1987).

Однако большинство людей, оказавшихся в безвыходных ситуациях, не погибают, а приобретают ту или иную степень резистентности (устойчивости) к этим стрессорным ситуациям.

Дело в том, что при воздействии различных экстремальных факторов, как физических, так и психических, в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление действия этих факторов путем адаптации организма к предъявляемым требованиям. Совокупность изменений, происходящих в организме под действием стрессоров, Г. Селье (1960) назвал адаптационным синдромом. Выраженность этих изменений зависит от интенсивности стресса, функционального состояния физиологических систем и характера поведения человека. По утверждению Г. Селье, без стресса невозможна никакая активная деятельность, полная свобода от стресса равнозначна смерти. Следовательно, стресс не только вреден, но и полезен для организма. Он мобилизует его возможности, повышает устойчивость к отрицательным воздействиям.

Важное значение для характера последствий стресса имеют поведенческие реакции на стрессовую ситуацию. Активный поиск способов ее изменения ведет к устойчивости организма, при отказе от активного поиска фаза сопротивления адаптационного синдрома переходит в фазу истощения и в тяжелых случаях -может привести организм к гибели.

Ф.З. Меерсон (1986) утверждает, что боль, сопряженная с опасностью и страхом, побеждается выдержкой и терпением, которые обеспечиваются критическим напряжением механизмов коркового торможения, но при этом заторможенным оказывается лишь внешний, поведенческий, компонент реакции. Ее внутренний компонент, т.е. мобилизация функции кровообращения, дыхания и т.д., сохраняется и даже может быть более интенсивной и длительной, чем сама поведенческая реакция. При возникновении эмоционального напряжения под влиянием стресса мобилизация энергетических и структурных ресурсов и передача их в интенсивно функционирующие системы осуществляются комплексом стрессорных гормонов. Они-то и обеспечивают эмоциональное поведение, формируя в коре головного мозга новые функциональные системы.

Внешне хаотическое, энергетически расточительное эмоциональное поведение по своему биологическому и социальному значению является одной из наиболее творческих реакций организма. Эмоции изменяют порог восприятия, активизируют память, служат дополнительным средством коммуникации. Стремление к повторному переживанию положительных эмоций побуждает человека активно искать пути удовлетворения потребностей. В критических ситуациях эмоция может обеспечить быстрое многообразное, подчас случайное перекомбинирование представлений об окружающем мире, о самом себе и собственных возможностях как объективной реальности.

Критерием удачного выбора эмоционального поведения является практический результат, ибо в конечном счете эмоция выступает как доминирующий фактор стабилизации всех систем организма к условиям измененной среды. Если отрицательные эмоции направлены преимущественно на самосохранение, то положительные – на саморазвитие, самореализацию личности в процессе освоения новых сфер деятельности, удовлетворение интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей (Костандов Э.А, 1977).

Столь важная роль, отводимая эмоции и эмоциональному поведению, несомненно, должна быть использована в адаптивной физической культуре. Стимулятором эмоционального поведения может быть игровая деятельность, адекватная реальным двигательным возможностям инвалида и обеспеченная безопасными условиями проведения игр.

Итак, даже самые общие знания о закономерностях адаптационных процессов организма имеют стратегическое значение для понимания биологической сущности теории и методики адаптивной физической культуры. Однако на сегодня остаются нерешенными такие важные теоретические и прикладные проблемы, как управление долговременной адаптацией организма инвалидов различных нозологических групп в процессе физического воспитания, спортивных, рекреационно-оздоровительных занятий и физической реабилитации; нормирование физической нагрузки и адаптация к ней; тактика адаптации к действию нескольких факторов среды; обеспечение сложных форм социальной адаптации через движение; адаптация организма к действию экстремальных стрессорных ситуаций; количественная и качественная оценка процессов адаптации и др.

Компенсация организма. Компенсаторные приспособления - важные адаптационные реакции организма на повреждения, выражающиеся в том, что органы и системы, непосредственно не пострадавшие от действия повреждающего агента, берут на себя функцию разрушенных структур путем заместительной гиперфункции или качественных изменений функции (Меерсон Ф.З., 1981). Так, например, при повреждении (ампутации) правой руки человек немедленно начинает использовать левую руку для выполнения функций выключенной конечности. Эта срочная компенсация очень важна в экстремальных ситуациях, однако является заведомо несовершенной. В дальнейшем в результате обучения и образования в головном мозге системы новых, структурно закрепленных временных связей формируются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию: относительно совершенное выполнение левой рукой операций, обычно выполняемых правой. Таким образом, формирование срочной, но недостаточно совершенной компенсации и ее последующий переход в устойчивую долговременную компенсацию составляют общую закономерность развития компенсаторного процесса (Меерсон Ф.З., Соломатина Е.С., 1977).

После большинства повреждений в организме человека полного восстановления разрушенных органов не происходит, и функциональная система, сформировавшаяся на этапе срочной компенсации, сохраняется в течение последующей жизни человека. Такое положение чаще наблюдается при ампутации конечности, при повреждении парных внутренних органов, желудочно-кишечного тракта. Причем во всех этих ситуациях несовершенная срочная компенсация превращается в надежную, долговременную (Меерсон Ф.З., 1981,1986). Основа долговременной компенсации, по мнению автора, состоит в формировании структурного следа в компенсирующей системе. Сущность его в том, что в процессе компенсации активация синтеза нуклеиновых кислот и белков не только реализуется в клетках одного исполнительного органа, на который падает увеличенная нагрузка, но и способствует возникновению определенных структурных изменений во всех органах компенсирующей функциональной структуры.

Аналогичные компенсаторные процессы происходят при потере зрения, когда обостряется слух, и наоборот – при нарушении слуха компенсирующую функцию берет на себя зрение.

А.С. Солодкой (1996), анализируя морфофункциональные реакции у инвалидов после ампутации конечности, выделил следующие закономерные процессы, обязательно сопровождающие долговременную адаптацию: а) изменение взаимоотношений регуляторных механизмов; б) мобилизацию и использование физиологических резервов организма; в) формирование специальной функциональной системы адаптации к конкретной (трудовой или спортивной) деятельности.

Существенное значение для понимания процесса формирования функциональной системы, компенсирующей повреждения, имеют исследования П.К. Анохина (1956,1975). Он сформулировал несколько общих принципов, которые могут быть применены к самым различным компенсаторным процессам. Так, например, повреждение нижней конечности вызывает нарушение равновесия и акта ходьбы. Это влечет за собой изменение информации от рецепторов вестибулярного аппарата, проприорецепторов мышц, рецепторов кожи, а также зрительных рецепторов. В результате переработки этой информации анализаторами центральной нервной системы функция моторных центров и мышечных групп перестраивается таким образом, чтобы восстановить равновесие и в измененном виде осуществить акт ходьбы (принцип сигнализации о дефекте). По мере увеличения повреждения сигнализация о дефекте возрастает, вовлекая в компенсацию новые нервные центры и соответствующие мышечные группы (принцип прогрессивной мобилизации запасных компенсаторных механизмов), В дальнейшем по мере эффективного осуществления компенсации состав афферентного импульсного потока сокращается, выключая определенные отделы функциональной системы, ранее участвовавшие в осуществлении компенсаторной деятельности (принцип обратного афферентирования этапов восстановления нарушенных функций) и т.д. В конечном итоге формируется стабильный анатомический дефект, который обеспечивает компенсацию – минимальную степень хромоты при данном повреждении.

Такой механизм компенсации является общим для любых нозологических групп инвалидов и может быть использован в адаптивной физической культуре для реабилитации инвалидов на разных стадиях восстановления, при составлении тренировочных программ, обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания и т.д. По мнению Ф.З. Меерсона (1981), поддержание структурно-функционального состояния путем сравнительно невысоких, но систематических физических нагрузок на органы и системы, обеспечивающие компенсацию, – самый экономный вариант этого процесса, нежели многократные повторения деадаптации-реадаптации.

Таким образом, концепция привлечения знаний общебиологических закономерностей функционирования организма раскрывает один из возможных теоретических подходов к методологии адаптивной физической культуры - нового направления в системе высшего профессионального образования.

Во-первых, эти знания обогащают философско-медицинское мировоззрение и мышление педагога; во-вторых, являются важным ориентиром в постановке научной работы, так как позволяют более широко видеть проблемы адаптивной физической культуры и грамотно интерпретировать полученные научные факты; в-третьих, служат важным инструментом познания объекта профессиональной деятельности; в-четвертых, являются методологической основой при разработке частных методик физического воспитания, оздоровительного спорта, двигательной рекреации и физической реабилитации для инвалидов, т.е. целостной системы их физической активности.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы причины недостаточного развития адаптивной физической культуры в нашей стране?

2. Категория «целостность организма» и возможности ее применения в адаптивной физической культуре.

3. Понятие структуры и функции организма человека. Его роль в объяснении закономерностей адаптивной физической культуры.

4. Какова роль реактивности организма при занятиях физическими упражнениями?

5. Причинно-следственная связь как основа планирования занятий адаптивной физической культурой.

6. Адаптация и компенсация в теории физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.