logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

55. Психологическая характеристика юношества как основание проектирования и осуществления образовательного процесса в профессионально-педагогических учебных заведениях.

Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных ре­шений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует: 1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отноше­ние к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и не­достатков, на основе чего возникают возможности целенаправ­ленного самосовершенствования, самовоспитания; 2) собствен­ное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, у0еждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировав­шуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; 3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, со­здать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, поли­тики и т. п. Для юношества свойственны максимализм сужде­ний, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории - действительности. Стремление доказать свою независимость и самобытность со­провождается типичными поведенческими реакциями: «пренеб­режительное отношение» к советам старших, недоверие и кри­тиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынуж­ден опираться на моральную поддержку ровесников.

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биоло­гическое - физиологическое и половое - созревание заверше­но (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Юность выступает как пе­риод принятия ответственных решений, определяющих всю даль­нейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жиз­ненной позиции, выбор спутника жизни, - создание своей семьи.

Важнейший психологический процесс юношеского воз­раста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира - юноша начинает вос­принимать свои эмоции не как производные от внешних со­бытий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чув­ство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);

2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неиз­бежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться несколько более или менее реа­листичных планов деятельности, между которыми предсто­ит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу лич­ного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уро­вень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработ­ка жизненного плана - важный элемент самосознания;

3) формируется целостное представление о самом себе, отно­шение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются че­ловеком особенности его тела, внешности, привлекательно­сти, а затем уже морально-психологические, интеллектуаль­ные, волевые качества. Юношеские самооценки часто быва­ют противоречивы («Я в своем представлении - гений плюс ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о сёбе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и спо­собностей у юноши формируется самоуважение - обобщен­ное отношение к себе;

4) происходит осознание и формируется отношение к за­рождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сек­суальность отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых людей представляет собой гармоническое единство чувственно-сексуального вле­чения и потребности в глубоком духовном общении и взаи­мопонимании любящих людей, то в юности эти два влече­ния созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей. Хотя девушки раньше созревают физи­ологически, у них на первых порах сильнее выражена по­требность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и пони­мании, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексу­альное влечение к физической близости и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимо­понимании. Потребность в душевном понимании и сексу­альные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные о6ъекты

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с мно­жеством моральных проблем; порой молодые люди остро нуж­даются в мудром совете старших, но одновременно они хотят - и имеют на это полное право - оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания, от «ощупывания сердца железными рукавицами».

Новообразования возраста:

1. Важнейший психологический процесс юношеского воз­раста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира - юноша начинает вос­принимать свои эмоции не как производные от внешних со­бытий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чув­ство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);

2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неиз­бежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться несколько более или менее реа­листичных планов деятельности, между которыми предсто­ит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу лич­ного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уро­вень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработ­ка жизненного плана - важный элемент самосознания;

3) формируется целостное представление о самом себе, отно­шение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются че­ловеком особенности его тела, внешности, привлекательно­сти, а затем уже морально-психологические, интеллектуаль­ные, волевые качества. Юношеские самооценки часто быва­ют противоречивы («Я в своем представлении - гений плюс ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о сёбе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и спо­собностей у юноши формируется самоуважение - обобщен­ное отношение к себе;

4) происходит осознание и формируется отношение к за­рождающейся сексуальной чувственности.

2. Формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств.

3. Возрастает волевая регуляция.

4. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление.

Ведущая деятельность:

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт современного старшеклассника.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но и заставляет практически решать многие непростые вопросы. Некоторые педагоги считают, что именно характер разрешения этических ситуаций служит критерием морального развития личности. Именно эта деятельность и является ведущей в данном возрасте.

Социальная ситуация развития:

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Коллектив шлифует и корректирует качества личности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, программы которых привлекают многих старшеклассников. У молодежи усилилось критическое отношение к действительности, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрослым.