logo search
ПСИХ

7. Общие закономерности нарушений психического развития.

Развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономер­ностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка.

Выделяют общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями развития. Общие закономерности — это закономерности, характерные как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития:

- поэтапность развития;

- скачкообразность психического развития;

- наличие сензитивных периодов;

- взаимовлияние биологического и социального.

Специфические закономерности характерны только для групп детей с тем или иным нарушением. Среди специфических закономерностей детей с нарушениями развития, в том числе и детей с речевой патологией, наиболее важными являются следующие:

• В структуре дефекта проявляются как первичные (ядерные) нарушения, так и вторичные отклонения, системные последствия.

• Нарушения психического развития оказывают отрицательное влияние на весь дальнейший процесс психического развития.

• Любые нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности.

• Отмечается неравномерность в развитии психических функций.

• Имеет место своеобразие в приеме и переработке всех видов информации, уменьшение объема информации, ее искажение.

• Наблюдаются особенности формирования личности.

• При нарушении психического развития возникают трудности социальной адаптации.

• У детей с нарушениями развития всегда имеются потенциальные возможности развития за счет сохранных функций.

Закономерности нарушенного развития: общие закономерности развития – законы развития, свойственны как норме, так и патологии: Специфические особенности:

  1. Модально неспецифические - те особенности, которые свойственны всем детям с отклонением в развитии, не зависимо от варианта дизонтогенеза. Это то общее, что есть между ними, и одновременно то, что их всех отличает от нормального развития детей.

  2. Модально специфические – характеризуют особенности психического развития, которые свойственны только для какой-то одной формы отклонений и которые отличают эту форму от всех остальных (Например особенности психического развития детей с нарушениями слуха). Иначе говоря – это то, что отличает одну группу от другой.