7. Проблема целеполагания в педагогике. Согласование целей профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности обучающихся.
Понятие цели. История определения педагогических целей. Актуальность проблемы целеполагания в современных социокультурных условиях России. Современной представление о педагогических целях. Цель как исходный компонент образовательного процесса. Иерархия педагогических целей. Требования к формулировке целей.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека
Цель педагогическая – результат взаимодействия педагога и учащихся, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса. Педагогическая цель – это то, к чему стремится обучение. В настоящее время необходимо четко знать цель образования, что именно хочет государство получить в результате обучения.
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Помимо общей и главной цели – передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся – педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков. Психолого-педогогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы. В учебном процессе цель «работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только педагог, но и дети. Разъяснение целей обучения детям является мощным стимулом их познавательной деятельности.
Таксономия как способ постановки целей. Обучение учащихся целеполаганию. Технология образовательного целеполагания. Методы согласования целей профессиональной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся.
Таксономия педагогическая – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).
В мониторинге и контроле качества очень важно правильно поставить учебную цель, чтобы получить запланированный результат. Рассмотрим более подробно способ определения педагогической цели с помощью таксономии, разработанной в трудах американского ученого Блума.
Само понятие таксономия от греч. Taxcs – расположение по порядку и nomos – закон, заимствованный из биологии.
Цели в таксономии располагаются по нарастающей сложности.
В 1956 г. вышла «Первая часть таксономии», содержащая описание целей в познавательной (когнитивной) области. Ее используют при планировании обучения и оценки его результатов.
Вторая часть (в аффективной области) создана Д. Кратвалем:
1. Когнитивная или познавательная область – сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем. К познавательной сфере относятся большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учбниках, повседневной практике.
2. Аффективная или эмоционально-ценностная область – к ней относятся цели формирования эмционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от просто восприятия до усвоения ценностей. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов, склонностей, переживание тех или иных чувств.
3. Психомотрная область – цели, которые связаны с формированием тех или иных видов двигательной (мотороной), нервно-мышечной координации. Среди них: навык письма, речевые, цели в рамках физического и трудового воспитания.
Технология образовательного целеполагания. Методы согласования целей профессиональной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся.
Цели | Деятельность ученика по усвоению цели |
1. Знание. Эта категория предполагает запоминание и воспроизведение изученного материала | Ученик - знает, употребляет термины; знает конкретные факты; знает методы и процедуры; знание основных понятий; знания правил и принципов. |
2. Понимание | Ученик: может рассказать материал своим языком; понимает правила, факты, интерпретирует словесный материал схемы, графики, диаграммы; предположительно оценивает будущие события. |
3. Применение | Ученик: использует понятия и принципы в новых ситуациях; применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях. |
4. Анализ – это умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. | Ученик: выделяет ошибки, упущение в логике рассуждений; проводит различия между фактами и следствиями; умение вычленить части из целого. |
5. Синтез – это умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. | Ученик: пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента; использует знаний из разных областей |
6. Оценка – это умение оценивать значение того или иного материала, зная критерии. | Ученик: оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие вывода по имеющимся данным; оценивает значимость того или иного предмета деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев. |
Взаимосвязь целеполагания и рефлексии в процессе обучения.
Целеполагание и рефлексия во время обучения связаны, так как, прежде, чем поставить цель, ученик должен продумать, чего он хочет добиться, что ему надо получить. В результате такого самоанализа уже появляется конкретная цель, на достижение которой он и бросает свои силы.
Примеры формулировок целей экономического образования и уроков экономики..
1. Ознакомить учащихся с некоторыми экономическими понятиями. Укрепить и развить межличностные отношения между учащимися.
2. Закрепить знания учащихся о предпринимательстве, повысить интерес к этому предмету.
3. Систематизация ранее полученных знаний и ознакомление учащихся с некоторыми экономическими понятиями. Демонстрация умения применять полученные знания на практике.
- 1. Сущность и специфика педагогической профессии. Представления о перспективах педагогических профессий, педагогических специальностях и условиях профессионального становления педагога.
- 2. Аксиологические основы современной педагогики. Сущность гуманизации образовательного процесса. Современная этика отношения к детству.
- 3. Характеристика современной дидактической концепции.
- 4. Этические, педагогические и психологические основы взаимодействия образовательного учреждения с родителями и семьями учащихся.
- 5. Содержание приоритетных стратегий воспитания. Актуальные проблемы воспитания молодежи и формирования мировоззрения в системе профессионального обучения.
- 6. Детские и молодежные самодеятельные группы и неформальные объединения. Возможность их взаимодействия с воспитательной системой образовательных учреждений.
- 7. Проблема целеполагания в педагогике. Согласование целей профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности обучающихся.
- 8. Становление принципов в истории педагогики. Характеристика современной системы педагогических принципов.
- 9. Основные психолого-педагогические и гигиенические требования к организации и осуществлению образовательного процесса в системе профессионального обучения.
- 10.Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования. Нормативные документы, отражающие содержание профессионального образования.
- 13.Сущность и специфика самостоятельной работы обучающихся в профессиональном обучении. Роль и место домашних заданий в системе самостоятельных работ.
- 14.Специфика лекционно-семинарской формы обучения в современном образовательном процессе. Возможности ее эффективного и целесообразного применения в условиях профессионального обучения.
- 15.Интерактивные формы и методы обучения. Возможности их применения в процессе профессионального обучения юношей и взрослых.
- Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций)
- 16.Сущность и специфика проблемного обучения и возможности его реализации в системе профессионального обучения.
- 17.Этапы и психолого-педагогические условия формирования и развития экономических понятий.
- 19.Методы стимулирования и мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся раннего юношеского возраста.
- 20.Средства профессионального обучения. Критерии выбора наглядных и технических средств обучения.
- 21.Сущность и специфика дистанционного образования. Средства новых информационных технологий в процессе профессионального обучения, возможности и ограничения их применения, методика использования.
- 22.Педагогическая диагностика воспитанности личности и коллектива. Критерии оценки достижения планируемых результатов воспитания молодежи и личностного развития обучающихся.
- 23.Контроль в процессе профессионального обучения. Система методов контроля эффективности образовательного процесса.
- 24.Различные подходы к оценке результатов обучения. Система контроля в системе профессионального обучения. Влияние оценки и отметки на личностное развитие учащихся раннего юношеского возраста.
- 25.Сущность и специфика образовательной технологии. Основания для классификации педагогических технологий. Современные модели обучения.
- 26.Психолого-педагогические и методические основы современных технологий воспитания. Особенности их реализации в системе профессионального обучения.
- 27.Технология педагогического проектирования в условиях профессионального обучения.
- 28.Особенности становления образовательной системы, развития педагогической мысли и педагогической науки в России.
- 29.Концепция свободного воспитания: история и современная интерпретация.
- 30. Характеристика гуманистических образовательных систем, известных в истории педагогики (по выбору студента).
- 31. Роль и место реформ в истории отечественной педагогики. Современные тенденции развития образования в мире. Сущность процесса модернизации российского образования.
- 33. Педагогика и психология как науки и виды практической деятельности. Роль психологии в образовании и возможности влияния на повышение качества обучения.
- 35.Сущность исследовательской функции психолого-педагогической деятельности. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
- 37.Психологическая характеристика речевой деятельности, требования к речевой компетентности педагога в условиях профессионального обучения.
- 38.Общение как деятельность. Специфика педагогического общения с подростками, юношами и взрослыми как субъектами профессионального обучения.
- 39.Влияние стиля педагогического общения на личностное развитие учащихся. Особенности построения конструктивных взаимоотношений с учащимися различного возраста.
- 40.Психологическая характеристика конфликта. Типичные конфликты в процессе обучения, способы их профилактики и разрешения.
- 41.Характеристика уровней развития класса как малой группы. Методы работы педагога, способствующие сплочению группы, развитию самоуправления, инициативы учащихся.
- 43.Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте, определяющие особенности организации профессионального обучения.
- 45.Мотивация учебно-профессиональной и профессиональнопедагогической деятельности. Понятие о потребностях, мотивах, их проявлении и развитии в отрочестве, юности и зрелости.
- 46.Мышление как познавательный процесс, возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в профессиональном обучении.
- 47.Развитие воображения и творческих качеств личности как приоритетная психолого-педагогическая задача.
- 48.Память как познавательный процесс, психолого-педагогические условия развития памяти.
- Характеристика процессов памяти
- 3. Использование игры, небольших представлений и инсценировок
- 4. Фантазирование
- 51.Понятие о воле и произвольности, их проявлениях и развитии в онтогенезе. Психолого-педагогические условия волевого развития ребенка в семье и школе.
- 52.Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности.
- 53.Понятие о способностях личности, их природе и условиях развития. Структура и развитие педагогических способностей.
- Базовые педагогические способности
- 54. Возраст как основная категория психологии развития и современные интерпретации возрастного подхода в обучении.
- Виды возраста
- 55. Психологическая характеристика юношества как основание проектирования и осуществления образовательного процесса в профессионально-педагогических учебных заведениях.
- 56. Познавательные ресурсы личности в юношеском возрасте. Развитие умственных способностей в процессе обучения экономике.
- 57.Психологические ресурсы взрослого как обучающегося в системе профессионального образования. Психологические принципы обучения взрослых.
- 58. Психологическое обоснование технологий развивающего обучения. Специфика их реализации в системе профессионального обучения.
- 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)
- 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- 3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
- 59. Функции и организационные модели профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников. Профильное обучение как пространство личностного самоопределения старшеклассников.
- 60.Планирование и организация профориентационной работы, классификация профессий, современный мир профессий и тенденции его развития как одно из оснований профориентации.