logo search
_2_3_4_5_6_8_12_13_14_15_16_18_22_24

1.Формирующие функции педагогического процесса урока. 262-267.

1)Формирующие функции педагогического процесса урока Следует различать сущностные функции и формирующие функции педагогического процесса. Сущностные – подразумеваются функции обучения и воспитания. Формирующие функции пед.проц. урока - это его особые проявления , действия или воздействия процесса на формирующуюся личность, имеет преимущественно субъективный характер. Упражнение, приучение, убеждение, внушение – ф-ии любого педагогического процесса. Упражнение, приучение, убеждение, внушение – функции любого пед. проц. и собственно пед.методов. (не бывает пед процессов, в к-ых кто-нить в чем-нить не убеждался, не приучался и т п) Упражнение – ведущая функция образов.-пед.проц на уроке, подчиненная главным образом усвоению знаний, формированию познавательных умений, их развитию в навык. Упр.происходит на всех уроках, каким бы методом учитель не работал, поэтому упражнение – не метод, а формирующая функция метода(то же и о др.функциях) Ее суть в том, что обучение, форм-ие и разв-ие происходят в рез-те многократных повторений действий познания. Для упр разрабатываются задачники, сборники примеров и др. Могут быть письменными, устными, слуховыми и пр. Приучение – формирующая функция пед.проц, близкая по своей сути к функции упражнения. Чаще всего «приучение» исп-ся для обозначения не столько многократного повторения предметн. Действий деятельности познания, сколько для обозначения многократности повторения поступков или культурных действий. (Любые - гигиена, культура поведения в театре, за столом..) Убеждение – существенная форм-ая функция воспитательного процесса. Наиболее употребительна в формир-ии мировоззрения. Убеждения – функция, обращенная своей формирующей сутью к активному созданию человека,ребенка…, к аналитич. Способностям, к мыслительной активности. Ср-ва убеждения: доводы, факты, выводы, доказательства. Внушение – обращена к чувствам, к особенностям психики входить в глубокие эмоциональные состояния. Ср-ва внушения: не только слова, сколько обстановка, интонации, эмоциональность, взгляд, ритм, особое психологическое напряжение… Часто наиболее эффективна работа учителей, наделенных даром внушения.(воздействуют на подсознание) Опорой для «внушения» явл. и личное состояние чел-ка, его переживания и пр. Разъяснение, объяснение, изложение – форм-ие функции пед.проц. Это повествование, сообщение познаваемого. Разъяснение – сообщение, передача учащимся знаний, особенностью которой являются детализация, проговаривания, конкретизация частностей и т п. Объяснение – харак-ся специальной, методически продуманной последовательностью изложения, подробным содержанием, смысловой завершенностью, логикой. Изложение – мб многофункциональным. Без объяснений и разъяснений чаще всего излагается либо знакомый, либо несложный материал, часто с целью развития способностей учащихся к обобщениям, выявления главного в содержании, развитие памяти и пр. Разрешение проблемы – особое функциональное состояние и характеристика пед.проц. Ср-ом создания проблемной ситуации мб парадоксальные высказывания, мысли вслух, названия произведений, математические рез-ты и т п. Итогом становится активность детей в образовательном процессе. Поиск – категория, к-ая отражает состояние учителя – ученика, учителя в пед процессе либо в учебном, либо в научном познании. Понятие мб использовано для обозначения процессуально-пед. цели и рез-та как промежуточного формирующего состояния на пути к целям и рез-там обучения и воспитания. «Поиск» в нек-ых случаях мб тождественен ситуации «решение проблемы» Иллюстрация – категория, обозначающая формирующую функцию пед.проц, в котором реализуется золотое правило обучения и воспитания – принцип наглядности. Ср-ами наглядности, иллюстрации, демонстрации мб любые реальности из окружающей действительностей, близкой и далекой, представленной моделями, муляжами и т п.