25. Общая характеристика процесса обучения.
В педагогической психологии, педагогике выделяют две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучение и учение. Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. С позиции обучающегося фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Деятельность обучения – это деятельность преподавателя. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносится программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель – развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание.
Обучение происходит в форме сотрудничества, совместной деятельности обучающего и обучаемого. Обучающий, посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого, адекватную целям обучения. Обучаемый первоначально выполняет ее как совместную, распределенную деятельность, а затем в процессе интериоризации эта совместная, развернутая деятельность становится свернутой, внутренней деятельностью самого обучаемого (Решетова З.А.).
Обучение – двусторонний процесс, включающий как деятельность обучаемого, так и преподавателя. Деятельность преподавателя направлена на обеспечение наиболее рациональных путей развития личности, а деятельность обучаемого на усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, саморазвитие. Здесь мы говорим об учении или же правильнее говорить об учебной деятельности. Каково должно быть содержание и программа обучения? Согласно Л.С. Выготскому, психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения. Отвечая на поставленный вопрос, В.В. Давыдов сформулировал следующие положения:
учебно-воспитательный процесс … осуществляется на основе усвоения…содержания системы учебных предметов;
каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскости усвоения;
стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению;
программа, фиксирующее содержание учебного предмета, определяет …методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения…, проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого материала.;
содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности.
- 17. Особенности психического развития младшего школьника.
- 18. Учебная деятельность.
- 19. Особенности психофизического развития подростка
- 20. Психологическая характеристика подросткового кризиса.
- 21. Основными новообразованиями в подростковом возрасте
- 22. Ведущая деятельность в подрастковом возрасте.
- 25. Общая характеристика процесса обучения.
- 26. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.
- 28. Факторы, влияющие на процесс обучения.
- 29. Программированное обучение
- 30. Принципы обучения в системе Занкова.
- 32. Теории поэтапного форм-я умств. Действий (Гальперин)
- 33. Психологические основы проблемного обучения.
- 34. Понятие уч.Деятельности. Мотивация уч.Деятельности.
- 35. Стр-ра уч.Деятельности.
- 36. Обучаемость как важнейшая хар-ка субъекта уч.Деятедлности.
- 37. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления.
- 38. Типы неуспевающих школьников.
- 39. Педогогическая содержание оценки. Виды пед.Оценки.
- 40. Психологическая сущность воспитания.
- 41. Психологические условия успешности воспитания.
- 42. Психология самовоспитания.
- 43. Общая хар-ка пед.Деят-ти. Стр-ра пед.Деят-ти.
- 44. Общие и специальные способности педагога
- 45. Эффективность деятельности учителя и критерии оценки.
- 46. Индивидуальный стиль пед. Деят-ти и основные его проявления.
- 48. Психолого-пед. Сопровождение учебно-воспитательного процесса.