logo search
Педагогика-пособие

2. Базовая технологическая модель развития критического мышления через чтение и письмо

Концептуальная идея технологии критического мышления – формирование у учащегося позиции субъекта собственной учебно-познавательной деятельности, умений её рефлексировать, организовывать, осуществлять, достигать самостоятельно поставленных целей. Эта идея определяет структуру базовой модели технологии и приёмы реализации в практике преподавания. Базовая технологическая модель критического мышления состоит из трёх фаз: «вызов – осмысление – рефлексия» [33].

Стадия вызова выполняет важные задачи, и очень многое зависит от того, насколько полно эти задачи будут реализованы. Дело в том, что уже на этой стадии, в самом начале урока, должны быть задействованы все важнейшие принципы дидактики, одним из которых является опора на имеющиеся у школьников знания. Этот принцип сформулировал ещё Ян Амос Коменский, утверждавший, что последовательность обучения – необходимое условие, поэтому знания, предполагаемые к усвоению, надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Итак, одна из важнейших целей стадии вызова – это актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений по предлагаемой проблеме. Эта стадия пробуждает интерес к теме, создаёт установку на её актуальное и творчески-поисковое изучение, побуждает к вопросам и их фиксирует, актуализирует имеющиеся знания и структурирует процесс дальнейшего изучения темы, материала, проблемы. Позволяет учащимся: продиагностировать собственные знания по заданной теме; сделать информационный прогноз в паре, в группе; зафиксировать это на доске. Основные методические приёмы: составление кластера, «мозговой штурм». «Кластер» – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична: а) посредине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; б) вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (Модель «Планета и её спутники»); в) по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников», в свою очередь, тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. В работе над кластерами авторы технологии ЧПКМ предлагают соблюдать правила:

1. Не бояться записывать всё, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжат работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определённому плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объём информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты:

а) укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости);

б) выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластера возможно при изучении самых разнообразных тем.

Стадия осмысления. Данную стадию, пожалуй, можно назвать основной, поскольку именно на этой стадии учащимся предъявляется новый учебный материал, именно на этом этапе они вступают в контакт с новой информацией, с новыми идеями. Учащимся предоставляется возможность задуматься о природе изучаемого объекта. Они учатся формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции, самостоятельно отслеживается процесс понимания информации. Им предлагается набор текстов в учебных пособиях, документальных источниках (работа с текстом проходит поэтапно с остановками на обобщение информации).

На данном этапе необходима чёткая организация, так как большой объём материала интенсифицирует работу. Работа в группах, парах помогает шлифовать индивидуальные познания, увеличивает речевое время, способствует реализации личностных качеств: лидера, исполнителя и т.д., формирует самооценку; индивидуальные знания превращаются в плод коллективной работы; учитель сотрудничает с учащимися; материал повторяется многократно, он многоцветен, а это способствует запоминанию. Искажённая информация в ходе работы извлекается с доски с учётом мнения учащихся: идёт коррекция индивидуального познания.

Данный процесс, как и предыдущий, должен иметь мотив и происходить при активной деятельности, что является важнейшим психологическим условием осмысленного усвоения. Поэтому задача учителя состоит в поддержании интереса к учебной деятельности и интеллектуальной активности. Однако этого недостаточно. Деятельность, обеспечивающая осмысленное усвоение и понимание, должна быть осознаваема самим учащимся, в противном случае он не сможет отслеживать процесс собственного понимания, что, в свою очередь, неизбежно приведёт к возникновению лакун в изучаемом материале.

«Инсерт» осуществляется в несколько этапов: 1-й этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключённую в нём информацию следующим образом: «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше; 2-й этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения; знакомство с текстом может осуществляться «на слух»; 3-й этап: учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

+

-

?

4) этап: последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. Приём способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Стадия рефлексии должна по возможности обеспечить достижение максимально полной осознанности изученной информации. Эта часть не должна свестись к простой проверки знаний в форме ответов на вопросы. Рефлексия, взгляд на себя со стороны, обеспечивается в том случае, если создаются условия для соотнесения своих знаний со знаниями других учащихся, с теми представлениями, которые имелись раньше. Кроме того, немаловажной задачей последнего этапа выступает выявление самими учащимися ошибок, совершённых в процессе усвоения, и анализ их с целью самостоятельного нахождения причин неверного решения познавательной задачи, проблемы. Стадия рефлексии включает в себя целостное осмысление и обобщение полученной информации. Учащийся закрепляет полученные знания, перестраивает первичные представления, включает новые понятия и образы; таким образом формирует «собственное» новое знание. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

На данной стадии учащимся предлагается выполнить творческое задание. Например, такое задание (на дом): выбрать наиболее значимую для них цитату и написать эссе; найти ошибки в тексте, предложенном учителем; из перечисленных мудрых высказываний найти пары, противоречащие друг другу, выбрать те, что отвечают теме урока и содержанию учебного материала, составить синквейн.

«Синквейн» происходит от французского «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как способ синтеза материала (обычно на стадии рефлексии). Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Правила написания синквейна: первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; четвёртая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне повторяющее суть темы.

Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже – коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:

На занятиях, формирующих опыт деятельности в технологии критического мышления, эти фазы акцентируются и осмысливаются каждым участником занятия. На всех этапах урока идёт диагностирование процесса познания, умений и навыков.