logo search
Педагогика-пособие

1. Понятие «педагогическая мастерская»

Профессия учителя – творческая, она нуждается в обмене накопленным опытом, обогащении. Не случаен интерес будущих учителей к новому для большинства из них стилю проведения занятий – педагогические мастерские. Общение с единомышленниками, опыт взаимообогащения важен для самовоспитания, саморазвития и самореализации. На подобных занятиях участники не просто слушают, они сотрудничают; занятие проходит в обстановке живого обсуждения.

У истоков разработки концепции мастерских – Поль Ланжевен и Анри Валлон. «Мастерская» – место, где «мастер» делает работу надежно, качественно, демонстрируя высокий уровень умений, достижения и возможности того или иного вида профессионального занятия» [9, с. 6]. В мировой педагогике широкое распространение получили «рабочие мастерские» (workshops – англ.) – эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания (там же).

Образовательная технология педагогических мастерских пришла к нам в Россию из Франции и несет идеи Международного движения «Новое образование», которые бурно развивались в начале XXI века (А. Бассис, Г. Башляр, Ж. Пиаже и др.). «Французская группа нового образования» («Groupe Francais d’ Education Nouvelle») – добровольное творческое объединение ученых и практиков Франции применяет мастерскую как средство передачи концептуальной и практической сторон своей педагогической системы. Основная идея концепции, по мнению Н.И. Беловой, «знание не может строиться без строительства личности» [3, с. 16]. В России идеи «Нового образования» нашли отражение в школе В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, в 90-е годы – в работах Б.М. Мастерова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман и др. Большую роль в пропаганде мастерских сыграла международная организация «Педагоги за мир». Основа деятельностного подхода – это «гармония знаний, действий и отношений», к которой и стремится мастер при создании мастерской. При проведении педагогической мастерской используются интерактивные (преподаватель и студент – субъекты учебно-воспитательного процесса; преподаватель выступает в роли модератора, лидера группы, фасилитатора, помощника…) и активные (обучающийся является «субъектом» обучения и воспитания, выполняет творческие задания, вступает в диалог) методы воспитания. Активные и интерактивные методы (проектный метод, бригадно-лабораторный, работа в парах, группах) в наибольшей степени способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия.

Технология педагогической мастерской является одним из средств, которая предоставляет возможности для развития индивидуальности, имеет рефлексивную, личностно-деятельностную ориентацию, при этом воспитательные цели превалируют над обучающими. Данная технология адекватна педагогическим целям. В центре технологии педагогической мастерскойличность.

Обобщение описанных в педагогической литературе представлений о мастерских дано в работах Г.К. Селевко, Д.Г. Левитаса. В исследованиях М.Г. Ермолаевой, А.А. Окунева, Л.Д. Фураевой и др. раскрывается сходство и различие мастерской и проблемного, традиционного урока, мастерской и игры. Цель исследования Н.И. Беловой [3] – определение аспектов развития личности обучающихся в процессе их проживания педагогической мастерской. Она разработала циклы педагогической мастерской в курсе биологии и экологии, технологические карты к ним; выявила отношение учителей биологии к данной технологии; определила возможности педагогической мастерской в обучении как средства влияния на личностные характеристики обучающихся.