logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

10.Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования. Нормативные документы, отражающие содержание профессионального образования.

Понятие содержания образования. Сущность и источники образования. Исторические и современные тенденции содержания профессионального обарзования. Основные теории содержания образования. Современные отечественные концепции содержания образования.

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый разрез образования, абстрагированный от технологии.

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается уже упоминавшийся выше личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского.

Так, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

В.С. Леднев считает, что содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность. В этой связи оно выступает как содержание триединого целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитания и развития.

По мнению Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского, подлежащее усвоению учащимися содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения. Культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе обучения, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности.

С культурно-содержательной точки зрения образование представляет собой вид духовной рекапитуляции: "Двигаясь по тому же самому пути, по которому человечество достигает совершенства, должен пройти каждый человек, рано или поздно" (Э. Лессинг). "Молодость всегда должна начинаться издалека и, подобно отдельному человеку, пройти через эпохи мировой культуры" (И.В. Гёте).

Школа призвана помочь ребенку наиболее безболезненно войти в сложный мир человеческого социума через культуру. Я. Корчак отмечал, что "ребенок в этом мире - иностранец; он не знает названия городов, направления улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы; уважайте его незнание". Игнорирование этого, недооценка в учебных планах и программах, курс на нивелировку детей в реальном учебном процессе не могут быть признаками современного содержания образования, которое имеет стратегической целью развитие личности, субъектности человека.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и обеспечение возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

В соответствии со сказанным личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на обще культурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

В эпоху Возрождения и в XVIII-XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Об этом свидетельствует "Школа радости" В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И.Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как "Новые школы" во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно в ходе всемирно-исторического развития идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится доминирующей, она определяет содержание современного образования.

В последние годы в образовательной практике используется подход к определению содержания воспитания, предложенный Н.Е. Щурковой. Его детерминантой выступает целенаправленно организованное взаимодействие школьников с миром во всем его многообразии: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, их окружающими, и, главное, людьми. Это взаимодействие с окружающим миром осуществляется через организацию основных видов деятельности школьника: познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, коммуникативную. Конкретное содержание видов деятельности школьников и составляет содержание воспитания.

Принципы построения содержания образования

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским.

Прежде всего, это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия.

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Для этого гуманитарная культура должна проникать в самую "ткань" содержания общего образования, во все учебные предметы. В свою очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в основе которого должен лежать поворот к личности. Речь идет о качественной реорганизации содержания конкретных учебных предметов (в том числе гуманитарных), которым недостает именно человека в его действительном (социальном и природном, объективном и субъективном) бытии. Особенно это относится к обществоведческим дисциплинам.

Преодолеть дегуманизацию общего образования позволяет принцип фундаментализации его содержания. Он требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознание учащимися сущности методологии познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

Фундаментализация содержания общего образования обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.

Принципы гуманитаризации и фундаментализации содержания общего образования вызвали к жизни становление и такого принципа, как соответствие основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Исходя из концепции И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, эти компоненты могут быть представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Содержание общего среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя:

·  основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

·  факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

·  основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

·  теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

·  знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

·  оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Названные виды знаний отличаются друг от друга тем, что они имеют разные функции в обучении и требуют использования разных технологий в обучении. Основные функции знаний связаны с тем, что они выступают средством создания общей картины мира, инструментом познавательной и практической деятельности, основой целостного научного мировоззрения.

Критерии отбора содержания образования. Роль Государственного обарзовательного стандарта в современном профессиональном образовании.

Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).

Наряду с законом "Об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.

Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Учебный план и его виды.

На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы - Министерством образования Российской Федерации.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Российской Федерации.

Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы:

·  собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);

·  рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Структура учебного плана средней общеобразовательной школы детерминируется теми же факторами, что и содержание общего образования в целом.

Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично - окружающий мир, искусство, технология, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.

Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования их базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Анализ альтернативных учебных программ, структура их построения.

Классификационные параметры программы Занкова

  1. По уровню применения: общепедагогическая.

  2. По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.

  3. По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная, психогенная.

  4. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.

  5. По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.

  6. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.

  7. По типу управления: система малых групп.

  8. По организационным формам: групповая, академическая + клубная.

  9. По подходу к ребенку: свободное воспитание.

  10. По преобладающему методу: проблемная.

  11. По направлению модернизации: активизация и интесификация деятельности учащихся.

  12. По категории обучающихся: массовая, все категории [3].

Целевые ориентации

  1. Приобретение знаний, умений и навыков.

  2. Усвоение способов самостоятельной деятельности.

  3. Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные положения (по Д. Дьюи)

  1. Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

  2. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

  3. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

  4. Условия успешности обучения являются:

а) проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);

б) активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);

в) связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Концептуальные параметры программы Ш.А. Амонашвили:

Целевые ориентации:

Концептуальные положения:

Учебники и учебные пособия по экономике.

Учебники – это книги, которые в строгой системе и доступно излагают основное содержание учебного материала.

Главное назначение учебника по экономике:

- для учителя – это ориентирование, определенные границы содержания образования;

- для учеников – это возможность изучить предмет самостоятельно, закрепить изученный материал.

11.Воспитательный и развивающий потенциал экономики как учебного предмета. Модель современного учебника. Соответствие содержания личностной ориентации образования; деятельностному компоненту и творческой направленности.

Воспитание как процесс формировании личностно значимого, ценностно-смыслового отношения к нормам культуры и интериоризации общечеловеческих ценностей. Единство аффекта и интеллекта как условие реализации воспитательной функции учебного предмета.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях [1]. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Обоснование социальной ценности и личностной значимости изучения экономики как науки и как области практической деятельности человека. Влияние содержания экономического образования на формирование мировоззрения современного человека.

Экономическое образование является важной частью общего среднего образования. Как учебная дисциплина экономика стала вводиться в школах сравнительно недавно — с 1992 года. Но уже за это время оформились различные подходы к организации экономического образования, структуре и содержанию курса школьной экономики.

По данным социологических исследований ЦЭБО (г. Новосибирск), 57 % городских школ и в среднем около 31 % школ области нашли возможность включить экономику в учебные планы. Интеграция экономических знаний с обществознанием, историей, географией, математикой, технологией способствует формированию рационального образа мышления школьника, адаптации к происходящим изменениям в жизни российского общества[7].

Рассматривающиеся в настоящее время Министерством образования РФ проекты стандартов по экономике связаны с тенденцией расширения функций экономического образования школьников и соответствующей подготовки педагогических кадров.

Наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся.

Таким образом, воспитательный аспект уроков экономики важен, не только педагогически и дидактически, но и объективно.

Но главное, что, воспитывая экономическое мышление, основанное на взаимосвязи экономических законов и экономической этики, экономика формирует экономическое мировозрение, а уроки экономики становятся уроками экономической мудрости/

Экономика формирует основы мышления, не увлекаясь специфическими тонкостями, привлекает материал различных школьных предметов (литература, математика, технология и другие), несет в себе огромный воспитательный потенциал, и является одним из самых востребованных и актуальных предметов. Эконософический подход к преподаванию экономики в школе превращает предмет из факультативных и фактологоческих в основной, мировозренческий.

Перейдем к такому виду форм обучения - фронтальным методам. Надо сказать, что эти формы изучения экономики более распространены, чем групповые. По результатам опроса учителей экономики, 75 % учебного времени они отводят именно этим методам.

Фронтальные методы позволяют преподавателю увеличить информационную наполненность уроков за счет специальной организации синхронных действий обучаемых и учителя для достижения поставленных учебных целей в малом объеме учебных часов. Так, в экономической подготовке используются ролевые, имитационные, ситуационные, организационные, моделирующие деловые обучающие игры и тренинги. Технологические схемы проведения этих мероприятий практически аналогичны, есть лишь одно отличие игры от тренинга - наличие выигравшего. Выбор игры или тренинга при проведении урока по экономике определяется целями самого урока и особенностями того или иного метода. Как правило, тренинги в большей степени позволяют достичь учебных целей, чем игры, так как имеют содержательный и временной регламент, в то время как игры носят противоречивый характер в силу стремления играющего победить, а не усвоить навыки или разобраться в ситуации.

На примере нескольких традиционных тем поясните, на развитие каких способностей и формирование каких личностных качеств обучающегося направлено ее изучения. Возможности осознания личностного смысла изучения подростком и юношей некоторых тем по экономике.

Например, тема «Экономика, рынок, специалист». В процессе работы по данной теме, у учащихся формируются такие личностные качества, как целеустремленность, умение управлять своей волей, осознание своих целей. В процессе изучения учащиеся укрепляют и развивают межличностные отношения. Ученик осознает свои цели и задачи, чего он хочет добиться в жизни. И именно в этом помогают уроки экономики.

12.Сущностные особенности современного урока. Специфика нетрадиционных уроков и их педагогическая ценность для личностного развития учащихся раннего юношеского возраста в условиях профессионального обучения.

Урок как основная форма обучения. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет:

·  комбинированные, или смешанные, уроки;

·  уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

·  уроки закрепления и повторения знаний;

·  уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

·  уроки выработки и закрепления умений и навыков;

·  уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа и др. Именно этот тип урока называется комбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком. Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задач урока. Предъявление темы.

4. Сообщение нового материала.

5. Первичное закрепление.

6. Обобщение

7. Домашнее задание.

8. Итог урока

Требования к современному уроку реализуются в соблюдении дидактических принципов:

1. Принцип воспитывающего характера обучения.

2. Принцип научности.

3. Принцип наглядности.

4. Принцип активности и сознательности в обучении.

5. Принцип систематичности и последовательности в обучении.

6. Принцип доступности обучения.

7. Принцип прочности ЗУН.

8. Принцип индивидуализации и дифференциации.

Нетрадиционные уроки:

I. Уроки по системам:

1. Урок КСО В.К. Дьяченко. КСО – это такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в диалогических парах, когда каждый учит каждого.

2.Уроки по АСО (адаптивная система обучения) А.С. Границкой. – это управление деятельностью как всего коллектива, так и каждого ученика. При многократном контроле ученик как погружается, адаптируется в учебный материал. Учитель часть времени работает со всеми учениками, а остальное время не просто наблюдает за самостоятельной работой в парах, а работает индивидуально.

3. Урок диалога культур – это форма развития индивидуальной неповторимости мышления каждого ребенка. Каждый класс соответствует определенному периоду времени, веку, эпохе. И дети обучаются согласно законам этого времени. Существуют специальные школы диалога культур.

Также есть урок-консультация, урок-конференция, урок-семинар и т.д.

II. Уроки в форме соревнований и игр.: конкурс, лингвистический бой, деловая или ролевая игра, викторина.

III. Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви.

IV. Уроки с имитацией публичных форм общения: урок-конференция, аукцион, бенефис, панорама, живая газета, устный журнал.

V. Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника.

VI. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, дебаты в парламенте, цирк, ученый совет.

VII. Уроки, имитирующие общекультурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная.

VIII.Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, Что Где Когда, диспут, инсценировки.