logo search
shpory_po_pedagogike

12. Процесс обучения, его функции и структура.

Понятие «процесс обучения» относ-ся к исходным в пед. науке, его определение сложно и противоречиво. Многие годы в пед-ке оно определ-ся как двустор. процесс - преподавания и обучения. Обучение как процесс представляет собой целенапр-е, организованное с пом. спец. методов и разнообр. форм активн. обучающее взаимодействие учителей и уч-ся. Функций процесса обучения:

- обучающая (ЗУН. конечным результ. реализ-и образоват. ф-ции явл. действенность знаний, выраж-ся в сознательном оперирование ими, в спос-ти мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформир-сть важнейших как специальных (по предмету), так и обще учебных умений и навыков);

- воспитательная (мировоззрение. Важнейш. аспектом осущ-я воспитыв-й ф-ции обучения явл. формир-е мотивов уч. деят-ти, изнач-но определяющих её успешность);

- развивающая (эмоционалн., ителлект., мотив. сферы. Спец. направл-ть обучения на развитие личности уч-ка);

- профориентационная (выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей).

Процесс двусторонний:

1) преподавание (деятельность учителя)

2) учение (ученика)

Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи), Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся). Результативный (оценка, самооценка). Все компоненты необх. рассм-ть в закономерной взаимосвязи.

Дидактические принципы обучения

1) научность

2) проблемность

3) наглядность

4) активность и сознательность

5) доступность

6) систематичность и последовательность

7) прочности (связь теории с практикой).

Все осн. ф-ции обучения, выражающие его глубинную сущность, тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Знания явл. основой мировоззрения, проф. интересов, материалом для психич. развития и формир-я духовн. потребностей; духовн. потребности стимулир. расширение познания и профориентационные искания; психич. развитие облегчает процесс освоения знаний; эмоц.-волевое и действенно-практич. развитие выступ. в кач-ве сильн. стимула учебн., общественно полезного, производительн. труда.

13. Виды обучения.

Виды обучения - классификация учебных процессов по видам коммуникации.

В соответствии с тремя видами коммуникации различают, -

Фронтальное обучение, - вид обучения, в кот. использ-ся фронтальная коммуникация по принципу "один говорит - остальные молчат".

Парное обучение - вид обучения, в кот. использ-ся диалог при условии, что имеется возможность для регулярной смены партнёров в паре. В конце 20-го века парное обучение оформилось в технологию парного обучения. Индивидуальное обучение - вид обучения, в котором используется диалог при условии, что "один обучает одного, но этот второй первого не обучает".

Самообучение - вид обучения, в кот. используется опосредованная коммуникация, позволяющая общаться через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.

В конкр. проц-х обучения используется комбинация из этих четырёх видов обучения в различных пропорциях.

В совр. школе использ-ся 3 относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения: объяснительно-иллюстративное (традиционным) [объяснение в сочет. с наглядностью: - главные методы такого обучения, слушание и запоминание -ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного- главное требование и основной критерий эфф-ти. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимания сложных знаний, обеспеч. достаточно эфф-е управление процессом.], проблемное [самост-е добывание знаний путем собств-й творч. деят-ти, высокий интерес к учебн. труду, развитие продуктивн. мышления, прочн. и действительные результаты обучения], программированное [улучшение управления уч. процессом, контрол-ть каждый шаг продвижения уч-ся по пути познания и бл-ря этому оказывать ему помощь] и развившееся на его основе компьютерное обучение [для реш-я дидактич. задач -предъявления инф-ции, управление ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упр-й, накопления данных развитии учебного процесса и т.д.].