logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

17.Этапы и психолого-педагогические условия формирования и развития экономических понятий.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а таем более воспринять здание вообще. Восприятие или представление – это чувственно – наглядный образ, какого – либо конкретного здания, например, главного корпуса Московского университета на Воробьевых горах.

Понятие лишено наглядности.

Понятие «здания характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нм отражаются признаки, необходимо принадлежащи любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначены для учебы, работы или жилья.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основаниии существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки – понятие «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

Отражая существенное, понятия не содержат своего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходства и различия предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаком одного предмета и отвлечение от других называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные, с помощью анализа, должны быть соединены, в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализа, - синтеза, представляющего собой мысленное соединения частей предмета, расчлененного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения – приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, которым приложимо данное понятие.

Таким образом, устанавливая сходства «или различия» между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от существенных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления – понятия.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единице - словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирования понятий, ни оперирование ими.

Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и тоже понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений.

Условия формирования и развития экономических понятий на уровне формальной логики. Значение средств обучения в процессе формирования и развития понятий.

Выбор игры или тренинга при проведении урока по экономике определяется целями самого урока и особенностями того или иного метода. Как правило, тренинги в большей степени позволяют достичь учебных целей, чем игры, так как имеют содержательный и временной регламент, в то время как игры носят противоречивый характер в силу стремления играющего победить, а не усвоить навыки или разобраться в ситуации[7].

Обратимся к конкретным примерам того, как сложные экономические понятия могут быть доступно и легко представлены с помощью деловых игр.

Первые уроки экономики уже могут включать в себя элементы учебной игры. Эти игры носят характер упражнений и имеют четкую тематическую направленность. При ознакомлении с понятием «альтернативная стоимость» проводится учебная игра на выбор конкретного блага из предложенных. Анализ проведенных действий с позиции экономического человека позволяет правильно сформировать представления о ценности блага, о сущности компромиссного выбора. Детализация произведенного выбора и реального отношения обучаемого к предмету изучаемой темы вызывает интерес к последующему активному изучению экономических законов.

Четкое следование участника игры выбранной роли, которая задает рамки и логику игрового поведения, отличает ролевые от других видов игр. Предлагаемые роли: акционер, директор предприятия, конкурент, предприниматель, потребитель, продавец и т.п.

В качестве сюжета для ситуационной игры можно использовать конкретные учебные ситуации «Роль государства в экономике», «Предпосылки и выгоды международной торговли» и др. Ситуационные игры могут быть эффективны при анализе реальной или гипотетической учебной ситуации, когда «дерево решений» приводит к конкретному результату игры.

Примеры имитационных игр: «Как заработать на жизнь» (другое название - «Эконо») по теме «Рынок. Субъекты рыночной экономики. Факторы спроса и предложения», «Книжная фабрика» по теме «Производство. Исчисление издержек».

Моделирующая игра «Ресурсы» проводится при изучении тем «Потребитель» или «Собственность». Эта игра моделирует закон рыночного равновесия и правило определения равновесной цены блага с учетом понятия полезности. Можно привести немало примеров игровых ситуаций на уроках экономики, когда используется модель производства какого-либо блага для расчета доходности предприятия, эффективности, производительности: моделирующая игра «Авиазавод», «Производство пиццы», «Фабрика игрушек» и др. [10]

Организационные деловые игры, как правило, являются продолжительными во времени и требуют от участников применения необходимых знаний, умений и навыков по экономике. Эти игры носят соревновательный характер. Примером таковых являются компьютерные игры «Моделирование экономики и менеджмента» (МЭМ или МЭКОМ), «Школьная компания», апробированные Международным центром экономического и бизнес образования — МЦЭБО (Сибирский филиал, г. Бердск) и ЦЭБО (г. Новосибирск). 18.Словесные формы и методы обучения. Критерии их выбора и условия эффективного применения в системе профессионального обучения.

Метод обучения (от греч. metodos - буквально: путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направ­ленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают сово­купность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятель­ности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несом­ненно, проявляются методы обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, от­дельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Метод обучения - сложное, многомерное, многокачествен­ное образование. Если бы нам удалось построить его простран­ственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску. Именно такую конфигурацию предлагают и высвечи­вают на экранах современные ЭВМ при попытке наглядного моделирования метода. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от це­лей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказы­вают обратное и очень сильное влияние на становление и раз­витие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы ра­боты не могут быть введены без учета возможностей их прак­тической реализации, именно такую возможность обеспечива­ют методы. Они же задают темп развития дидактической системы - обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

К словесным методам и формам обучения относятся: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут.

Рассказ относится к словесным методам устного изложе­ния. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопут­ствующие функции - развивающая, воспитывающая, побуди­тельная и контрольно-коррекционная. Рассказ - это моноло­гическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмо­ционального преподнесения знаний. Этот метод применяется прежде всего в младших классах, в школе второй и третьей ступени он используется реже.

По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ­-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактичес­кой работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода - побуждающая, но с не меньшим ус­пехом он выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализа­ции (припоминанию) уже известных им знаний и достичь ус­воения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следо­вать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за ша­гом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства бесе­ды еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом позна­ния. Велика также воспитательная роль беседы.

Требования к проведению беседы:

1. Определить цель, тему и вид беседы.

2. Подобрать наглядные пособия или ТСО.

3. Сформулировать основные и вспомогательные вопросы репродуктивного и творческого характера.

Различают вводные беседы, синтезирующие (закрепляющие) беседы, беседа-сообщение.

Учебная дискуссия среди других методов постепенно входит в практику нашей школы. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями яв­ляются обучающая, развивающая, воспитывающая и контроль­но-коррекционная.

Одно из важнейших условий эффективности учебной дис­куссии - предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отноше­нии. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а фор­мальная - в выборе формы изложения этих знаний. Без зна­ний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонен­тов - лишенной привлекательности, запутанной и противоре­чивой. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у уча­щихся умений ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т. д.

Дискуссии обогащают содержание уже известного учащим­ся материала, помогают его упорядочить и закрепить. Учителю они несут надежную информацию о глубине и системе знаний, особенностях мышления учащихся, подсказывают направления дальнейшей работы. Весьма полезны дискуссии и в воспита­тельном значении. С их помощью не только легко диагности­руются особенности характера, темперамента, памяти, мышле­ния, но и исправляются недостатки поведения и .общения школьников (вспыльчивость, несдержанность, неуважение к собеседнику и т. д.).

Элементы дискуссии практикуются уже в школе второй ступени, в полном объеме метод используется в старших клас­сах. Учащихся учат искусству ведения дискуссии.

Памятка участнику дискуссии

1. Дискуссия является методом решения проблемы, а не формой выяснения отношений.

2. Не говори слишком долго, чтобы дать воэможность вы­сказаться другим.

3. Взвешивай слова, произноси их обдуманно, контроли­руй эмоции, чтобы твои разумные мысли достигли цели. 4. Стремись понять позицию оппонента, относись к ней уважительно.

5. Возражай корректно, не искажая и не передергивая смысла сказанного

6. Чтобы не впасть в нелепость или варварство, не добав­ляй ничего к сказанному оппонентом, не подозревай его в том, чего он не высказал, особенно в тайных замыслах и коварных намерениях.

7. Не поддавайся инерции потока слов.

8. Недопустимо высказываться по малознакомым вопросам.

9. Высказывайся только по предметy дискуссии, не брави­руй своей начитанностью и общей эрудицией.

10. Борись с соблазном кому-либо угодить или досадить своим выступлением.

Диспут – разновидность дискуссии. Но дискуссия ведется между всеми учениками класса, а диспут – между двумя-тремя. Требования те же, что и при дискуссии.

Сократовская беседа – позволяет учителю заинтересовать ученкиков, вовлечь их в беседу.

Круглый стол – учитель имеет возможность обучать учеников взаимодействию между собой, нахождению компромиссов.

Устный журнал – развивает не только умственные, но и творческие способности.