logo search
shpory_po_pedagogike

25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическая диагностика - это особенные технологии, позволяющие изучать состояние объектов учебно-воспитательного процесса в действительности, систему управления школой, личностные характеристики школьников, структуру их деятельности и на основе объективной информации проектировать и прогнозировать систему для эффективного функционирования школы.

В условиях гуманизации образования педагогическая диагностика должна быть органической составной частью системы совершенствования учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе, особенно, если она с дифференцированным обучением, в связи с чем, в педагогической теории и практике данная проблема остается актуальной.

В настоящее время педагогическая диагностика признана быть важнейшей составной частью науки педагогики и педагогики как искусства. Именно она определяет теоретические и практические основы, которые обеспечивают и характеризуют успешность и эффективность деятельности педагога и ученика.

1. По сущности педагогическая диагностика становится составной частью современного целостного педагогического процесса, обеспечивая объективной информацией о количественных и качественных преобразованиях как отдельных компонентов, так и в целостном проявлении педагогических явлений, определяя условия их функционирования и прогнозирования, гарантируя в итоге объективность, гласность, позитивизм результатов педагогического процесса.

2. Осуществляя трехуровневую педагогическую диагностику [компонентная, структурная и системная], можно обеспечить высокую педагогическую культуру труда учителя и педагогического коллектива с гарантией успеха в управлении целостным педагогическим процессом.

3. Педагогическая диагностика личности, социальной среды, диагностика «сверху» - аттестация, управленческая диагностика, самодиагностика, диагностика проектирования, диагностика научного прогнозирования - инструментарий управления школой.

4. По видам воспитательной деятельности педагогическая диагностика применяется по разным институциональным признакам: в семье, в определении социального и физического развития детей, в учебном процессе, в классном коллективе и т.д.

5. Педагогическая диагностика имеет пять основных функций, которые реализованы в процессе нашей опытно-экспериментальной работы: собственно-диагностическая, аналитическая, оценочная, обратной связи, мотивационная.

26. Процесс воспитания, его особенности и структура.

Процесс воспитания - часть педагогического процесса. Это процесс интериоризации т.е. перевод ребёнка из одного состояния в другое (из внешних отношений во внутреннее состояние личности, которое проявляется в убеждениях).

Это процесс взаимосвязанных последовательных действий учителя и ученика. Единица его - воспитательное дело.

Особенности воспитательного процесса

1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) - сотрудничество, взаимодействие.

2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ)

3.Многогранность (соответствие потребности личности той деятельности, которую дают. Соотношение между той деятельностью, которую предлагают и в которой он живёт).

4. Длительность.

5. Непрерывность - воспитание - не отдельный процесс.

6. Комплексность - формирование не отдельное качество.

7. Вариативность и неопределённость (разные личности).

8. Двусторонность.

По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс:

• целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;

• формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной;

• мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

• приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

• воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

• развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

• организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

• организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

• развитие важнейшей социальной функции личности -общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.