logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

21.Сущность и специфика дистанционного образования. Средства новых информационных технологий в процессе профессионального обучения, возможности и ограничения их применения, методика использования.

Принцип «образование — для удовлетворения потребностей и в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности», провозглашенный в соответствии с новой парадигмой образования и, Законом об образовании РФ, требует совершенно иных подходов к организации образовательного процесса.

К некоторым задачам, реализующим названный принцип можно отнести: обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня; реализация потребности личности в образовании и самообразовании в течение всей жизни; формирование, сохранение и развитие единого образовательного пространства России и зарубежья; развитие системы дополнительного профессионального образования для реализации потребностей в профессиональной переподготовки и повышении квалификации; обеспечение условий для индивидуализации форм, методов и технологий обучения и т.д. Эти задачи могут решаться в рамках технологий дистанционного образования (ДО), потребность в которых возникает у обучающихся всех форм обучения.

На протяжении столетий образование оставалось наиболее консервативной областью человеческой деятельности, наименее подверженной изменениям: столетиями объем знаний возрастал, а технология передачи информации оставалась неизменной. Сегодня ситуация изменилась, появились новые инновационные образовательные технологии, основанные на дистанционных формах обучения. Появился новый термин «глобальное образование», который подразумевает целостную систему международного высшего образования, включающую традиционные общие компоненты, но на новой технологической основе.

В процессе своего развития технология ДО прошла несколько этапов становления. Первый этап — форма ДО, в которой обучение организуется по схеме «педагог — один или несколько учеников». Виды средств связи между преподавателями и учащимся здесь немногочисленны: обычная почта, телефон, компьютеры. На этом этапе отсутствовали системность и комплектность в применении дистанционных средств обучения.

Второй этап развития ДО условно можно обозначить: «педагог — множество учеников». На этом этапе стали увеличиваться виды связи, включающие в свой арсенал видео— и аудио кассеты, компьютерные программы, видеолекции и т.д.

Третий этап развития ДО характеризуется появлением с начала 80—х годов XX в. и дальнейшим ростом популярности INTERNET. Число пользователей INTERNET бурно растет и, к началу XXI столетия оно достигло примерно 100 млн. пользователей. Обучение через INTERNET стало серьезной альтернативой традиционному образованию и обладает по сравнению с ними рядом преимуществ. В ДО одной из важнейших задач является предоставление удаленным пользователям интерфейса, позволяющего оптимально использовать все функционалы информационно—образовательной среды ДО с максимальным удобством для всех участников образовательного процесса. Решение этой задачи в сфере информационных технологий обеспечивается созданием специализированного портала для информационно—образовательной среды ДО.

Порталом называют приложение, обеспечивающее персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий пользователям возможность:

Росту числа слушателей и развитию системы ДО способствует большой интерес к этому виду обучения взрослых людей, в своем большинстве имеющих профессиональной образование, но заинтересованных в поддержании профессиональной компетентности и квалификации.

Потребность в непрерывном дистанционном образовании, по данным опроса, особенно ощущается в системе повышения квалификации преподавателей всех уровней образования.

Потребность в приспособлении к динамично меняющимся требованиям и компонентам квалификации преподавателей обусловливает создание новой системы повышения квалификации, основанной на применении новых информационных технологий.

Интенсивное внедрение современных информационных гипертехнологий (гипертекст, гипермедиа) позволяет качественно изменить всю систему образования и повышения квалификации. Внедрение дистанционных форм обучения позволяет динамично использовать информационный, методический и межвузовский преподавательский потенциал, эффективно внедрять передовой опыт.

Сегодня можно говорить о четвертом — интегрирующем этапе развития ДО, основанном на комплексной виртуально—тренинговой технологии обучения с применением всех известных форм ДО. Его основу составляет развивающиеся средства доставки информации благодаря реальному комплексному внедрению современных коммуникационных систем (интеграции радио, телефона, компьютерных сетей, спутниковой и кабельной видеосвязи).

На основе эффективного внедрения инновационных средств ДО сегодня происходит создание конкурирующего рынка образовательных услуг.

Для широкого распространения ДО в современных условиях необходимо разрешение целого комплекса проблем, отражающих мировоззренческие, теоретико—методологические, технологические, правовые, социальные, финансово—экономические и другие аспекты этой новой формы обучения.

Мировоззренческий аспект развития ДО связан с необходимостью смены стереотипов на образование, как устоявшуюся и вечно неизменную систему.

Теоретико—методологический аспект внедрения и утверждения ДО обусловлен необходимостью концептуального обоснования этой пока еще новой формы обучения. Речь в данном случае идет о системном обосновании психологических, педагогических и социологических основ реализации различных методик и программ ДО.

Изменение информационной среды, внедрение модульности подачи информации требует организации как диалогового режима, так и режима конференц—связи (аудио—, аудиографической, видео— с уменьшенной частотой кадров) по проблемам, связанным с развитием новых образовательных технологий, созданием рынка образовательных услуг, структурированием учебных материалов.

Следующим этапом развития системы ДО является создание корпоративных региональных, межрегиональных, межведомственных и российских образовательных структур по подготовке специалистов, переподготовке и повышению квалификации на базе сетевых коммуникационных средств, мультимедийных обучающих программ.

Стратегическая цель ДО — обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Данная цель достигается в русле мировой тенденции мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Закономерно, что средством достижения такой цели должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер.

Мы сегодня являемся свидетелями процесса информатизации всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе сферы его образования. Из плоскости разговоров и теоретических поисков развитие ДО получает в нашей стране реальной воплощение.