12.Научение в младенческом возрасте и раннем возрасте.
Научение ребенка фактически начинается с момента его рождения. С первых же дней жизни в действие вступают механизмы научения, такие, как импринтинг и условнорефлекторное научение. Двигательные и пищевые рефлексы обнаруживаются у ребенка сразу же после его рождения. В это время у детей устанавливаются отчетливые условнорефлекторны.е реакции на свет и на некоторые другие раздражители. Далее появляются следующие формы научения: оперантное, викарное и вербальное (научение по словесно заданным образцам или инструкциям). Благодаря быстрому прогрессу оперантного и викарного научения ребенок младенческого и раннего возраста с удивительной скоростью и поразительными успехами совершенствует двигательные умения, навыки и речь. Как только у него обнаруживается понимание речи, возникает и быстро совершенствуется вербальное научение.
К концу младенческого возраста мы обнаруживаем у ребенка уже все пять основных видов научения, совместное действие которых обеспечивает дальнейший быстрый прогресс в психологическом и поведенческом развитии, особенно заметный в раннем возрасте. Вначале все виды научения функционируют как бы независимо друг от друга, а затем происходит их постепенная интеграция. Поясним сказанное на примере четырех наиболее важных форм прижизненного приобретения человеком опыта: условнорефлекторной, оперантной, викарной и вербальной.
Еще И. П. Павлов показал, что у человека имеется две сигнальные системы, благодаря которым он научается реагировать на первоначально нейтральные, а затем приобретающие для него жизненную значимость воздействия. Это — способность откликаться на физико-химические стимулы (звук, свет, прикосновение, вибрация, запах, вкус и т. п.) и на слово. Одна сигнальная система названа первой, а другая второй. Вторая сигнальная система для человека безусловно более важна для приобретения жизненного опыта. У взрослого человека она не просто становится основной, но существенно преобразует, делая более тонкими и совершенными другие формы научения. Пользуясь словом, взрослый человек может обратить внимание ребенка на те или иные детали ситуации, особенности выполняемого действия. Слово, произнесенное как название того или иного предмета или явления, становится его условным сигналом, и дополнительного сочетания слова с реакцией в данном случае обычно не требуется (если, конечно, человек уже достаточно хорошо владеет речью). Такова роль слова в условнорефлекторном, научении.
Если научение совершается по методу проб и ошибок (оперантное обусловливание), то и здесь слово делает приобретение нового опыта более совершенным. С помощью слова можно четче выделить в сознании ребенка его успехи и неудачи, обратить внимание на что-либо существенное, в частности на то, за что он получает поощрение: за старание, приложенные усилия или за способности.
Словом можно направлять внимание ребенка, управлять его деятельностью. Без словесного сопровождения и инструкции не могут стать эффективными ни викарное, ни тем более вербальное научение (последнее без слова (по определению) просто невозможно).
У ребенка до полутора-двухлетнего возраста все виды научения существуют как бы раздельно и независимо от речи, а сама речь используется им почти исключительно как средство общения. Лишь тогда, когда речь начинает употребляться ребенком как средство мышления, она становится и важнейшим инструментом научения.
Важная задача обучения на начальном его этапе в самые ранние годы состоит в сочетании разных форм научения у детей: условно-рефлекторного с оперантным, викарного с вербальным, викарного с оперантным. Такое сочетание необходимо потому, что при разных видах научения в действие вступают и получают развитие различные анализаторы, а опыт, полученный при помощи разных органов чувств, как правило, является самым разносторонним и богатым. Вспомним, к примеру, что правильное восприятие пространства обеспечивается совместным действием зрительного, слухового, проприоцептивного и кожного анализаторов.
Параллельная работа разных анализаторов помогает развитию у ребенка способностей. Всякая человеческая способность представляет собой сочетание и совместную, согласованную работу множества психических функций, каждая из которых развивается и совершенствуется в различных видах деятельности и научения. Условно-рефлекторное научение положительно влияет на способность органов чувств различать физические стимулы (дифференциальная сенсорная способность). Оперантное научение позволяет активно совершенствовать движения. Викарное научение улучшает наблюдательность, а вербальное развивает мышление и речь. Если в обучении ребенка мы используем все четыре вида научения, то одновременно у него будут развиваться восприятие, моторика, мышление и речь. Вот почему с раннего детства, приступая к обучению детей, необходимо стремиться к сочетанию разных видов научения.
- Педагогическая психология (ответы на вопросы)
- 1.Предмет, цели и задачи педагогической психологии.
- 3.Становление и основные этапы развития педагогической психологии, как науки. Вклад к.Д. Ушинского и п.Ф. Каптерева в педагогическую психологию.
- 4.Вклад л.С. Выготского в педагогическую психологию.
- 5.Вклад а.В. Запорожца и его научной школы в развитие педагогической психологии.
- 6.Методы педагогической психологии.
- 7.Эксперимент в педагогической психологии. Место формирующего эксперимента в системе методов педагогической психологии.
- 8.Обучение и развитие. Взгляды л.С. Выготского и ж. Пиаже на соотношение обучения и развития. Учение л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.
- 9.Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
- 10.Общая характеристика понятий «обучение», «научение», «учение».
- 11.Научение, его типы и виды. Основные теории научения.
- 12.Научение в младенческом возрасте и раннем возрасте.
- 13.Научение и обучение в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок учебной деятельности.
- 14.Психологические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- 15.Детское экспериментирование в научении и обучении дошкольников.
- 16.Формирование психологической готовности к школе. Роль педагога-психолога в подготовке дошкольников к школьному обучению.
- 17.Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности по д.Б Эльконину.
- 18.Обучаемость как важная характеристика субъектов учебной деятельности.
- 19.Научение и обучение в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок учебной деятельности.
- 20.Младший школьник как субъект учебной деятельности.
- 21.Подросток как субъект учебной деятельности.
- 22.Старший школьник как субъект учебной деятельности.
- 23.Студент как субъект учебной деятельности.
- 24.Психология педагогической оценки. Критерии эффективного педагогического оценивания.
- 25.Типы неуспевающих учеников и оказание им психолого-педагогической помощи.
- 26.Дифференциация и индивидуализация обучения.
- 27.Обучаемость как важная характеристика субъектов учебной деятельности. Проблема выученной беспомощности.
- 27.Мотивация и учебные мотивы. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.
- 28.Индивидуально-типологические свойства нервной системы ребенка и трудности учения.
- 26.Дифференциализация и индивидуализация обучения.
- 29.Понятие о психологии воспитания. Предмет и задачи данного раздела педагогической психологии.
- 34Особенности воспитания и обучения детей в раннем возрасте.
- 36.Общение и его роль в воспитательно-образовательном процессе.
- 40.Психологическое здоровье детей. Пути сохранения и укрепления психологического здоровья в условиях дошкольного учреждения.
- 41.Влияние педагога на развитие детского творчества.
- 42.Психологические аспекты полового воспитания. Учет гендерных различий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении.
- 48.Развитие личности детей с разным уровнем успеваемости в младшем школьном возрасте.
- 49.Становление характера и проблемы подросткового возраста.
- 50.Особенности самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте.
- 52.Воспитание школьников с девиантным поведением.
- 53.Психологические проблемы образования одаренных и талантливых детей.
- 55.Психология личности педагога. Субъектные свойства педагога.
- 56.Специфика педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.
- 57.Основные профессиональные функции воспитателя дошкольного учреждения.
- 58.Профессионально-педагогические умения и пути их совершенствования.
- 59.Индивидуальный стиль педагогической деятельности и его проявления у специалистов дошкольного образования.
- 60.Психологическая характеристика педагогических способностей.
- 61.Профессиональное психологическое здоровье педагога.
- 66.Педагогическая направленность, ее структура.
- 67.Педагогическое взаимодействие. Его функции и структура.
- 68.Самовоспитание и самообразование в системе непрерывного образования.
- 69.Социально-психологический климат в педагогическом коллективе и его влияние на продуктивность деятельности педагога, его удовлетворенность трудом.
- 70.Роль руководителя дошкольного учреждения в повышении эффективности труда членов педагогического коллектива.