15.Интерактивные формы и методы обучения. Возможности их применения в процессе профессионального обучения юношей и взрослых.
Метод обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатам.
Прием обучения – это составная часть метода. Отдельная его сторона.
Интерактивность, от лат. Inter “между” и actio “действие,”- это одна из характеристик диалоговых форм процесса познания. Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Интерактивное обучение изменяет привычные, транслирующие, передающие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника.
Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности.
Именно форма активного обучения – это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
В настоящий момент методы творческого проектирования, исследовательской работы, в начальной школе распространены крайне мало, они больше ориентированы на средние и старшие звенья школьного обучения.
Между тем, учитывая безусловные достоинства проектного, исследовательского методов как формы активного обучения и возрастные возможности учащихся начальной школы, а также беря во внимание опыт работы, можно считать внедрение их в начальное звено школы реальным и целесообразным.
Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знание реальных возможностей учащихся. А также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности уменьшении различных видов учительской помощи.
Использование приемов интерактивного обучения в собственной практике и опыт работы с разными по уровню развития учащимися убедили меня в том, что эти формы при их систематическом использовании реально позволяют каждому ученику почувствовать себя в «контексте» общей работы, формируют коммуникативную готовность к сотрудничеству в малой группе на всех предметах гуманитарного цикла, способствуют развитию личностной рефлексии, влияют на становление активной позиции в учебной и иной деятельности.
Проблемы и учебные задачи в интерактивных формах работы чаще всего учащиеся решают не индивидуально, а в процессе совместного обсуждения в малой группе. Поэтому можно говорить не только об индивидуальном влиянии интерактивных форм обучения на ученика, но и об их влиянии на группу. Так, у группы школьников происходит развитие навыков общения и взаимодействия, формирование ценностно-ориентационного единства, гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
«Мозговой штурм». Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Используется приём при поиске решения проблемы, при изучении новой темы. Основное в подготовке «мозгового штурма» - корректное определение проблемы
Попросите учеников высказать свои идеи. Запишите их так, чтобы всем было видно. Это могут быть отдельные слова или короткие фразы. Скажите ученикам, что при «мозговом штурме» они могут комментировать идеи друг друга до конца «штурма» или повторять уже высказанные идеи. Поощряйте активность всех учеников, но не рассаживайте класс в круг и не принуждайте их к высказыванию – это будет тормозить их активность. Не давайте оценку идеям, пока вы их записываете. Если возможно, попросите сделать запись на доске одного из учеников.
Общая дискуссия в классе является хорошим приёмом как для учителя, так и для учеников. Она позволяет узнать, каково их отношение к вопросам. Дискуссия – это ещё и возможность развивать умение слушать, говорить по очереди. Чтобы дискуссия была откровенной, нужно создать в классе атмосферу доверия и взаимного уважения. Один из путей к созданию «безопасной» атмосферы – попросить учеников самих разработать «Правила поведения дискуссии». Например: «Слушать того, кто говорит; Говорить в одно время может только один человек; Поднимать руку, если есть желание выступить; Не прерывать того, кто говорит; При несогласии с кем-либо, критиковать мнение, но не того, кто его высказывает; Не смеяться, когда кто-либо говорит (только если говорящий шутит); Поощрять всех принимать участие».
Непременно надо обсуждать с учениками, какие последствия влекут за собой нарушения правил дискуссии. Ведь именно в дискуссии дети учатся задавать вопросы. «Открытые» вопросы используют для поощрения активности класса и анализа рассматриваемых проблем, гипотетические вопросы помогают вообразить те или иные ситуации, стимулируют мыслительные процессы, побуждающие вопросы – способствуют размышлению, зондирующие вопросы помогают ученикам задуматься, объяснить и проанализировать свои мысли, разъясняющие и обобщающие вопросы помогают обобщить сказанное учеником и проверить, поняли ли они его правильно. Вопросы, выявляющие наличие согласия, могут задаваться для побуждения к дискуссии. Помните, что важно избегать наводящих вопросов или вопросов-ловушек. Эти вопросы тормозят активность учеников. Не задавайте слишком много вопросов сразу и избегайте вопросов, допускающих двоякое толкование.
Защита проекта – это самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение длительного периода времени, в конце которого они представляют и защищают свою работу. Проекты помогают ученикам увидеть связь между отдельными предметами, их школьными занятиями и внешним миром. Организация такой работы учит учеников самоорганизации для ведения какой-либо деятельности, планирования собственного времени и работы по графику, позволяет ученикам самостоятельно управлять процессом обучения под руководством учителя, представлять и защищать публично результаты своих исследований и своё мнение.
Работа над проектами имеет определённые этапы, но главное – позволить ученикам самим отвечать за свою работу на каждом ее этапе. К этапам работы над проектом можно отнести следующие:
Определение тем или проблем, которые может быть сформулированы учителем и представлены классу на выбор путём «мозговой атаки». Хорошо, если вопрос или проблема представляют прямой интерес для учеников.
Планирование. Учитель и ученики должны решить, когда начнётся работа над проектом, сколько времени она займёт, какие ресурсы будут использованы, где их можно найти, будут ли работать в группах.
Сбор материала, методы. Лучшими являются проекты, требующие от учеников использования всех их способностей: исследовательских, социальных, творческих. На этой стадии учитель может отвечать на вопросы или давать советы, но ученики должны сами отвечать за выполнение своей работы.
Представление результата исследования. Это может быть отчёт, фильм, выставка, аудиокассета, лекция, картина, стихотворение и т.д. Работа может быть представлена классу или более широкой аудитории.
Оценивание. Оценке должны подлежать различные навыки и умения, использованные в проекте, она не должна выставляться только по академическим требованиям, предполагается критического отношение к собственной работе и работам одноклассников.
Комментирование информации – хороший способ усвоения и понимания информации, воспроизведение её в другой форме, особенно в условиях наукоемких технологий. Эффективной и интересной для школьников стала работа на интегрированном уроке информатики и развития речи, когда, выполнив презентацию в Power Point, они представляли свои слайды. Ученики должны были определить, что является главным в данной информации, с помощью каких речевых средств «озвучивается» слайд, научиться комментировать изображение, а не пересказывать содержание слайда. Данный приём помогает развивать не только воображение, но и наблюдательность, логическое мышление, способность делать выбор речевых средств в конкретной ситуации общения, делает интересными и значимыми уроки информатики и развития речи, позволяет почувствовать практическую значимость навыков, получаемых на этих предметах.
Применение интерактивных форм организации обучения в полной мере позволяет организовать учебное пространство в рамках образовательного дискурса, адекватно представить новое содержание образования, способствует не только усвоению знаний, умений и навыков по предмету, но и формирует социокультурные компетенции.
- 1. Сущность и специфика педагогической профессии. Представления о перспективах педагогических профессий, педагогических специальностях и условиях профессионального становления педагога.
- 2. Аксиологические основы современной педагогики. Сущность гуманизации образовательного процесса. Современная этика отношения к детству.
- 3. Характеристика современной дидактической концепции.
- 4. Этические, педагогические и психологические основы взаимодействия образовательного учреждения с родителями и семьями учащихся.
- 5. Содержание приоритетных стратегий воспитания. Актуальные проблемы воспитания молодежи и формирования мировоззрения в системе профессионального обучения.
- 6. Детские и молодежные самодеятельные группы и неформальные объединения. Возможность их взаимодействия с воспитательной системой образовательных учреждений.
- 7. Проблема целеполагания в педагогике. Согласование целей профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности обучающихся.
- 8. Становление принципов в истории педагогики. Характеристика современной системы педагогических принципов.
- 9. Основные психолого-педагогические и гигиенические требования к организации и осуществлению образовательного процесса в системе профессионального обучения.
- 10.Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования. Нормативные документы, отражающие содержание профессионального образования.
- 13.Сущность и специфика самостоятельной работы обучающихся в профессиональном обучении. Роль и место домашних заданий в системе самостоятельных работ.
- 14.Специфика лекционно-семинарской формы обучения в современном образовательном процессе. Возможности ее эффективного и целесообразного применения в условиях профессионального обучения.
- 15.Интерактивные формы и методы обучения. Возможности их применения в процессе профессионального обучения юношей и взрослых.
- Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций)
- 16.Сущность и специфика проблемного обучения и возможности его реализации в системе профессионального обучения.
- 17.Этапы и психолого-педагогические условия формирования и развития экономических понятий.
- 19.Методы стимулирования и мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся раннего юношеского возраста.
- 20.Средства профессионального обучения. Критерии выбора наглядных и технических средств обучения.
- 21.Сущность и специфика дистанционного образования. Средства новых информационных технологий в процессе профессионального обучения, возможности и ограничения их применения, методика использования.
- 22.Педагогическая диагностика воспитанности личности и коллектива. Критерии оценки достижения планируемых результатов воспитания молодежи и личностного развития обучающихся.
- 23.Контроль в процессе профессионального обучения. Система методов контроля эффективности образовательного процесса.
- 24.Различные подходы к оценке результатов обучения. Система контроля в системе профессионального обучения. Влияние оценки и отметки на личностное развитие учащихся раннего юношеского возраста.
- 25.Сущность и специфика образовательной технологии. Основания для классификации педагогических технологий. Современные модели обучения.
- 26.Психолого-педагогические и методические основы современных технологий воспитания. Особенности их реализации в системе профессионального обучения.
- 27.Технология педагогического проектирования в условиях профессионального обучения.
- 28.Особенности становления образовательной системы, развития педагогической мысли и педагогической науки в России.
- 29.Концепция свободного воспитания: история и современная интерпретация.
- 30. Характеристика гуманистических образовательных систем, известных в истории педагогики (по выбору студента).
- 31. Роль и место реформ в истории отечественной педагогики. Современные тенденции развития образования в мире. Сущность процесса модернизации российского образования.
- 33. Педагогика и психология как науки и виды практической деятельности. Роль психологии в образовании и возможности влияния на повышение качества обучения.
- 35.Сущность исследовательской функции психолого-педагогической деятельности. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
- 37.Психологическая характеристика речевой деятельности, требования к речевой компетентности педагога в условиях профессионального обучения.
- 38.Общение как деятельность. Специфика педагогического общения с подростками, юношами и взрослыми как субъектами профессионального обучения.
- 39.Влияние стиля педагогического общения на личностное развитие учащихся. Особенности построения конструктивных взаимоотношений с учащимися различного возраста.
- 40.Психологическая характеристика конфликта. Типичные конфликты в процессе обучения, способы их профилактики и разрешения.
- 41.Характеристика уровней развития класса как малой группы. Методы работы педагога, способствующие сплочению группы, развитию самоуправления, инициативы учащихся.
- 43.Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте, определяющие особенности организации профессионального обучения.
- 45.Мотивация учебно-профессиональной и профессиональнопедагогической деятельности. Понятие о потребностях, мотивах, их проявлении и развитии в отрочестве, юности и зрелости.
- 46.Мышление как познавательный процесс, возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в профессиональном обучении.
- 47.Развитие воображения и творческих качеств личности как приоритетная психолого-педагогическая задача.
- 48.Память как познавательный процесс, психолого-педагогические условия развития памяти.
- Характеристика процессов памяти
- 3. Использование игры, небольших представлений и инсценировок
- 4. Фантазирование
- 51.Понятие о воле и произвольности, их проявлениях и развитии в онтогенезе. Психолого-педагогические условия волевого развития ребенка в семье и школе.
- 52.Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности.
- 53.Понятие о способностях личности, их природе и условиях развития. Структура и развитие педагогических способностей.
- Базовые педагогические способности
- 54. Возраст как основная категория психологии развития и современные интерпретации возрастного подхода в обучении.
- Виды возраста
- 55. Психологическая характеристика юношества как основание проектирования и осуществления образовательного процесса в профессионально-педагогических учебных заведениях.
- 56. Познавательные ресурсы личности в юношеском возрасте. Развитие умственных способностей в процессе обучения экономике.
- 57.Психологические ресурсы взрослого как обучающегося в системе профессионального образования. Психологические принципы обучения взрослых.
- 58. Психологическое обоснование технологий развивающего обучения. Специфика их реализации в системе профессионального обучения.
- 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)
- 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- 3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
- 59. Функции и организационные модели профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников. Профильное обучение как пространство личностного самоопределения старшеклассников.
- 60.Планирование и организация профориентационной работы, классификация профессий, современный мир профессий и тенденции его развития как одно из оснований профориентации.