logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

15.Интерактивные формы и методы обучения. Возможности их применения в процессе профессионального обучения юношей и взрослых.

Метод обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатам.

Прием обучения – это составная часть метода. Отдельная его сторона.

Интерактивность, от лат. Inter “между” и actio “действие,”- это одна из характеристик диалоговых форм процесса познания. Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Интерактивное обучение изменяет привычные, транслирующие, передающие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника.

Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности.

Именно форма активного обучения – это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

В настоящий момент методы творческого проектирования, исследовательской работы, в начальной школе распространены крайне мало, они больше ориентированы на средние и старшие звенья школьного обучения.

Между тем, учитывая безусловные достоинства проектного, исследовательского методов как формы активного обучения и возрастные возможности учащихся начальной школы, а также беря во внимание опыт работы, можно считать внедрение их в начальное звено школы реальным и целесообразным.

Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знание реальных возможностей учащихся. А также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности уменьшении различных видов учительской помощи.

Использование приемов интерактивного обучения в собственной практике и опыт работы с разными по уровню развития учащимися убедили меня в том, что эти формы при их систематическом использовании реально позволяют каждому ученику почувствовать себя в «контексте» общей работы, формируют коммуникативную готовность к сотрудничеству в малой группе на всех предметах гуманитарного цикла, способствуют развитию личностной рефлексии, влияют на становление активной позиции в учебной и иной деятельности.

Проблемы и учебные задачи в интерактивных формах работы чаще всего учащиеся решают не индивидуально, а в процессе совместного обсуждения в малой группе. Поэтому можно говорить не только об индивидуальном влиянии интерактивных форм обучения на ученика, но и об их влиянии на группу. Так, у группы школьников происходит развитие навыков общения и взаимодействия, формирование ценностно-ориентационного единства, гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.

«Мозговой штурм». Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Используется приём при поиске решения проблемы, при изучении новой темы. Основное в подготовке «мозгового штурма» - корректное определение проблемы

Попросите учеников высказать свои идеи. Запишите их так, чтобы всем было видно. Это могут быть отдельные слова или короткие фразы. Скажите ученикам, что при «мозговом штурме» они могут комментировать идеи друг друга до конца «штурма» или повторять уже высказанные идеи. Поощряйте активность всех учеников, но не рассаживайте класс в круг и не принуждайте их к высказыванию – это будет тормозить их активность. Не давайте оценку идеям, пока вы их записываете. Если возможно, попросите сделать запись на доске одного из учеников.

Общая дискуссия в классе является хорошим приёмом как для учителя, так и для учеников. Она позволяет узнать, каково их отношение к вопросам. Дискуссия – это ещё и возможность развивать умение слушать, говорить по очереди. Чтобы дискуссия была откровенной, нужно создать в классе атмосферу доверия и взаимного уважения. Один из путей к созданию «безопасной» атмосферы – попросить учеников самих разработать «Правила поведения дискуссии». Например: «Слушать того, кто говорит; Говорить в одно время может только один человек; Поднимать руку, если есть желание выступить; Не прерывать того, кто говорит; При несогласии с кем-либо, критиковать мнение, но не того, кто его высказывает; Не смеяться, когда кто-либо говорит (только если говорящий шутит); Поощрять всех принимать участие».

Непременно надо обсуждать с учениками, какие последствия влекут за собой нарушения правил дискуссии. Ведь именно в дискуссии дети учатся задавать вопросы. «Открытые» вопросы используют для поощрения активности класса и анализа рассматриваемых проблем, гипотетические вопросы помогают вообразить те или иные ситуации, стимулируют мыслительные процессы, побуждающие вопросы – способствуют размышлению, зондирующие вопросы помогают ученикам задуматься, объяснить и проанализировать свои мысли, разъясняющие и обобщающие вопросы помогают обобщить сказанное учеником и проверить, поняли ли они его правильно. Вопросы, выявляющие наличие согласия, могут задаваться для побуждения к дискуссии. Помните, что важно избегать наводящих вопросов или вопросов-ловушек. Эти вопросы тормозят активность учеников. Не задавайте слишком много вопросов сразу и избегайте вопросов, допускающих двоякое толкование.

Защита проекта – это самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение длительного периода времени, в конце которого они представляют и защищают свою работу. Проекты помогают ученикам увидеть связь между отдельными предметами, их школьными занятиями и внешним миром. Организация такой работы учит учеников самоорганизации для ведения какой-либо деятельности, планирования собственного времени и работы по графику, позволяет ученикам самостоятельно управлять процессом обучения под руководством учителя, представлять и защищать публично результаты своих исследований и своё мнение.

Работа над проектами имеет определённые этапы, но главное – позволить ученикам самим отвечать за свою работу на каждом ее этапе. К этапам работы над проектом можно отнести следующие:

  1. Определение тем или проблем, которые может быть сформулированы учителем и представлены классу на выбор путём «мозговой атаки». Хорошо, если вопрос или проблема представляют прямой интерес для учеников.

  2. Планирование. Учитель и ученики должны решить, когда начнётся работа над проектом, сколько времени она займёт, какие ресурсы будут использованы, где их можно найти, будут ли работать в группах.

  3. Сбор материала, методы. Лучшими являются проекты, требующие от учеников использования всех их способностей: исследовательских, социальных, творческих. На этой стадии учитель может отвечать на вопросы или давать советы, но ученики должны сами отвечать за выполнение своей работы.

  4. Представление результата исследования. Это может быть отчёт, фильм, выставка, аудиокассета, лекция, картина, стихотворение и т.д. Работа может быть представлена классу или более широкой аудитории.

  5. Оценивание. Оценке должны подлежать различные навыки и умения, использованные в проекте, она не должна выставляться только по академическим требованиям, предполагается критического отношение к собственной работе и работам одноклассников.

Комментирование информации – хороший способ усвоения и понимания информации, воспроизведение её в другой форме, особенно в условиях наукоемких технологий. Эффективной и интересной для школьников стала работа на интегрированном уроке информатики и развития речи, когда, выполнив презентацию в Power Point, они представляли свои слайды. Ученики должны были определить, что является главным в данной информации, с помощью каких речевых средств «озвучивается» слайд, научиться комментировать изображение, а не пересказывать содержание слайда. Данный приём помогает развивать не только воображение, но и наблюдательность, логическое мышление, способность делать выбор речевых средств в конкретной ситуации общения, делает интересными и значимыми уроки информатики и развития речи, позволяет почувствовать практическую значимость навыков, получаемых на этих предметах.

Применение интерактивных форм организации обучения в полной мере позволяет организовать учебное пространство в рамках образовательного дискурса, адекватно представить новое содержание образования, способствует не только усвоению знаний, умений и навыков по предмету, но и формирует социокультурные компетенции.