logo search
shpory_po_pedagogike

17. Общие формы организации учебной работы на уроке.

Преимущ-ва урока как формы орг-ции пед. процесса состоят в том, что он имеет благопр. возм-ти для сочет. фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позвол. уч-лю системат-ки и послед-но излагать материал, управлять развитием познавательных спос-тей и формировать научн. мировоззрение уч-ся; стимулирует др. виды деят-ти школьников, в т. ч. внекл. и домашнюю; на уроке уч-ки овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деят-ти; урок позвол. эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы пед. деят-ти.

Фронтальной формой организации учебной деятельности уч-ся наз-ся такой вид деят-ти уч-ля и уч-ся на уроке, когда все уч-ки одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с уч-ся непоср-но в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д.

Индивидуальная форма орг-ции работы учащихся на уроке предполагает, что кажд. ученик получает для самост. выполнения задание, спец. для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В кач-ве таких заданий м. быть работа с учебником, др. учебной и научной лит-рой, разнообр. источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочин., рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

Групповая (звеньевая) форма орг-ции уч. работы уч-ся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются: - класс на данном уроке делится на группы для реше ния конкретных учебных задач; - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непоср. рук-вом лидера группы или уч-ля; - задания в группе выполняются таким способом, кот. позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбир-ся с учетом того, чтобы с макс. эфф-ю для колл-ва могли реализоваться учебн. возможности кажд. чл. группы. Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в завис-ти от содерж. и хар-ра предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самост-й работой.

18. Требования к современному уроку. Подготовка учителя к уроку.

I. Дидактические требования к уроку:

- четкое формулир-е образоват-х задач в целом и их составных эл-ов, их связь с развивающими и воспитат. задачами.

- использование установок в форме убеждения, внушения;

- прогнозирование уровня усвоения уч-ся научн. знаний, сформир-ти умений и навыков как на уроке, так и на отдельн. его этапах;

- выбор наиболее рацион. методов, приемов и ср.в обучения, стимулирования и контроля, оптимальн. их воздействия на кажд. этапе урока, выбор, обеспеч-й познавательную активность, сочетание разл. форм колл-й и индивиду-й работы на уроке и макс. самост-ть в учении уч-ся;

- использование разл. форм работы для актуализации в памяти уч-cя ранее усвоенных знаний и умений, необх. для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);