logo search
shpory_po_pedagogike

1. Предмет и функции педагогики, её категории. Система педагогических наук.

Педагогика - наука о спец-но орг-нной целенапр. и систематич. деят-ти по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Педагогика исследует сущность воспитания, его закон-ти, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Основными категориями педагогики явл.: формир. личности, воспитание, образование, обучение. Под формированием личности, кот. раньше обозначалось термином «воспитание в шир. смысле», понимается процесс становления чел. индивидуума под воздействием как целенапр. влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противор. влияний окруж. среды. В понятии «воспитание» обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное, нравств., труд., эстетич. и физ. воспитание (такое расчленение имеет в значит. степени условный хар-р, поскольку на практике воспитание является единым, целостн. процессом). В совр. заруб. педагогике 1я группа воздействий на чел-ка часто обознач-ся термином «интенциональное воспитание», 2я – «функцион. воспитание». Под образованием понимается процесс и результ. усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает, в конечном счете, определённый уровень развития познават-х потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают общ. и спец. образование. Обучение – процесс целенапр-го руков-ва учебн. деятельностью уч-cя на осн. взаимод-я (сотрудничества) уч-ля и уч-ся.

В сист. педагогических наук входят:

1. Общая педагогика, исследующая основн. закон-сти воспитания.

2. История педагогики, изучающая развитие пед. идей и воспитания в различн. истор. эпохи.

3. Сравнительная педагогика, исследующая закон-сти функционир-я и развития образов-х и воспитат-х систем в различн. странах путем сопоставл-я и нахожд-я сходства и отличий.

4. Возрастная педагогика, изуч-я ос-ти воспитания чел-ка на разл-х возрастных этапах. В завис-ти от возрастной хар-ки различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику ср-й школы, педагогику ср-го спец-го образования, педагогику высшей школы, пед-ку взрослых (андрогогику).

5. Специальная педагогика, разраб-щая теор-ие основы, принципы, методы, формы и ср-ва воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физ. развитии. Спец. педагогика (дефектология) разд-ся на ряд отраслей: ?ми воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых заним-ся сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи - логопедия.

6. Методики преподавания различн. дисциплин содержат специфич. частные закон-сти обуч-я конкр. дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технол-кий инструментарий, позвол-й оптимальн. методами и ср-ми усваивать содержание той/иной дисциплины, овлад-ть опытом предметн. деят-ти, оценочн. отношениями.

7. Проф. педагогика изучает закон-ти, осущ-ет теор. обосн-е, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентир-го на конкретно-профессиональную сферу действительности. В завис. от проф-ой области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику.

2. Воспитание и развитие личности в мировой педагогике.

Воспитание - это соц. явление, ф-ция общ-ва по подготовке подраст-го покол-я к жизни. Оно осущ-ся общест-ми институтами, организациями, церковью, СМИ и культуры, семьей, школой - всем социальным устройством. В этом значении воспитание тождественно понятию «социализация» (процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей). Воспитание в пед.смысле - это спец-но орг-ный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу.

В истории человеческого общества глобальные цели воспитания изменялись и изменяются в соотв. с философскими концепциями, психолого-педагогическими теориями, с требованиями общ-ва к образованию. В мир. практике имеются в наст. время различн. взгляды на цели воспитания, образования.

В США выработана в 20-е годы и сохр-ся, частично изменяясь, концепция адаптации личности к жизни, согласно кот. школа должна воспитать эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и доброго семьянина. Школа прививает учащемуся ценности общества. В 80-е годы возникли такие программы, как «воспитание в целях выживания», «воспитание в духе мира» и другие. Это говорит о различных подходах к определению целей воспитания и об их зависимости от общих концепций, моделей воспитания. Гуманистическая, либеральная педагогика преимущественно в Западной Европе (тоже с первой половины 20 века) провозглашает целью школы воспитание автономной личности с критическим мышлением и самостоятельным поведением, формирование человека, реализующего свои потребности, в том числе высшую потребность в самоактуализации, развитии внутреннего «Я».

Проблема целей в воспитании состоит в том, что глобальные цели формулируются декларативно, слишком вообще, как педагогические кредо, часто переходя в философско-этические рассуждения. Это затрудняет разработку программ и процессов воспитания, а также возможность проверки результатов воспитания. Решение проблемы предлагается направлением «педагогическая технология», по кот. цели воспитания должны формулир-ся диагностично, как было сказано, в словах, описывающих планируемые действия ученика.