logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

16.Сущность и специфика проблемного обучения и возможности его реализации в системе профессионального обучения.

Технология проблемного обучения не нова. Она получила распространение в 20-30-е гг 20 в. в советской и зарубежной школе.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859 - 1952). Основал в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями-инстинктами, возникающими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания.

Дьюи выделил 4 инстинкта для обучения: социальный, конструктивный, художественного выражения, исследовательский.

Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слова, произведения искусства, техническая и практическая деятельность.

В 1923 г. в СССР были заложены основы проблемного обучения в виде метода проектов на основе Дж. Дьюи (в процессе выполнения проектов дети усваивали знания).

Классно-урочная система объявлялась отжившей формой и заменялась бригадно-лабораторным методом. Однако в 1932 г. эти методы были объявлении методическим прожектерством и отменены.

Проблемное обучение вновь вошло в 1960 году в практики школ в связи с НТР.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. В результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Цель проблемного обучения: приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов умственных действий, развитие познавательных и творческих способностей.

При реализации проблемного обучения:

Деятельность учителя:

1. Создание проблемной ситуации. 2. Формулирование проблемы. 3. Управление поиском наиболее рациональных способов решения проблемы. 4. Проверка гипотезы.

Деятельность ученика:

1. Анализ проблемных ситуаций. 2. Формулирование проблемы или принятие ее от учителя. 3. Поиск, выдвижение гипотез. 4. Проверка гипотезы.

Виды проблемного обучения (по Лернеру и Скаткину):

1. Проблемное изложение

2. Частично-поисковый вид

3. Исследование