15.Детское экспериментирование в научении и обучении дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
- Педагогическая психология (ответы на вопросы)
- 1.Предмет, цели и задачи педагогической психологии.
- 3.Становление и основные этапы развития педагогической психологии, как науки. Вклад к.Д. Ушинского и п.Ф. Каптерева в педагогическую психологию.
- 4.Вклад л.С. Выготского в педагогическую психологию.
- 5.Вклад а.В. Запорожца и его научной школы в развитие педагогической психологии.
- 6.Методы педагогической психологии.
- 7.Эксперимент в педагогической психологии. Место формирующего эксперимента в системе методов педагогической психологии.
- 8.Обучение и развитие. Взгляды л.С. Выготского и ж. Пиаже на соотношение обучения и развития. Учение л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.
- 9.Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
- 10.Общая характеристика понятий «обучение», «научение», «учение».
- 11.Научение, его типы и виды. Основные теории научения.
- 12.Научение в младенческом возрасте и раннем возрасте.
- 13.Научение и обучение в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок учебной деятельности.
- 14.Психологические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- 15.Детское экспериментирование в научении и обучении дошкольников.
- 16.Формирование психологической готовности к школе. Роль педагога-психолога в подготовке дошкольников к школьному обучению.
- 17.Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности по д.Б Эльконину.
- 18.Обучаемость как важная характеристика субъектов учебной деятельности.
- 19.Научение и обучение в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок учебной деятельности.
- 20.Младший школьник как субъект учебной деятельности.
- 21.Подросток как субъект учебной деятельности.
- 22.Старший школьник как субъект учебной деятельности.
- 23.Студент как субъект учебной деятельности.
- 24.Психология педагогической оценки. Критерии эффективного педагогического оценивания.
- 25.Типы неуспевающих учеников и оказание им психолого-педагогической помощи.
- 26.Дифференциация и индивидуализация обучения.
- 27.Обучаемость как важная характеристика субъектов учебной деятельности. Проблема выученной беспомощности.
- 27.Мотивация и учебные мотивы. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.
- 28.Индивидуально-типологические свойства нервной системы ребенка и трудности учения.
- 26.Дифференциализация и индивидуализация обучения.
- 29.Понятие о психологии воспитания. Предмет и задачи данного раздела педагогической психологии.
- 34Особенности воспитания и обучения детей в раннем возрасте.
- 36.Общение и его роль в воспитательно-образовательном процессе.
- 40.Психологическое здоровье детей. Пути сохранения и укрепления психологического здоровья в условиях дошкольного учреждения.
- 41.Влияние педагога на развитие детского творчества.
- 42.Психологические аспекты полового воспитания. Учет гендерных различий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении.
- 48.Развитие личности детей с разным уровнем успеваемости в младшем школьном возрасте.
- 49.Становление характера и проблемы подросткового возраста.
- 50.Особенности самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте.
- 52.Воспитание школьников с девиантным поведением.
- 53.Психологические проблемы образования одаренных и талантливых детей.
- 55.Психология личности педагога. Субъектные свойства педагога.
- 56.Специфика педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.
- 57.Основные профессиональные функции воспитателя дошкольного учреждения.
- 58.Профессионально-педагогические умения и пути их совершенствования.
- 59.Индивидуальный стиль педагогической деятельности и его проявления у специалистов дошкольного образования.
- 60.Психологическая характеристика педагогических способностей.
- 61.Профессиональное психологическое здоровье педагога.
- 66.Педагогическая направленность, ее структура.
- 67.Педагогическое взаимодействие. Его функции и структура.
- 68.Самовоспитание и самообразование в системе непрерывного образования.
- 69.Социально-психологический климат в педагогическом коллективе и его влияние на продуктивность деятельности педагога, его удовлетворенность трудом.
- 70.Роль руководителя дошкольного учреждения в повышении эффективности труда членов педагогического коллектива.