37. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления.
Причины неуспеваемости могут носить психологический, педагогический и нейрофизиологический характер. Психологические причины связаны с недостаточным развитием мотивационной сферы ученика, способов учения и познавательной деятельности, эмоционально волевой сферы, а также с пробелами в знаниях. Педагогические причины неуспеваемости связаны как с особенностями поведения учителей и родителей (отсутствие индивидуального подхода к детям, несовершенство методов обучения, недостаток любви и заботы о детях), так и с особенностями поведения самих учащихся (пропуски учебных занятий, неэффективность учебной деятельности). К нейрофизиологическим причинам неуспеваемости относятся функциональная слабость высшей нервной деятельности, нарушение слуха, речи, зрения. Поскольку причины неуспеваемости могут быть многообразны, важно отличать школьников, которые не справляются с учебными задачами в связи с обозначенными причинами, от детей умственно отсталых и с другими дефектами психического развития. В психолого-педагогической литературе выделяют группы неуспевающих школьников:
1. Педагогически запущенные дети. К ним относят учащихся с неразвитыми социальными мотивами учения, неправильными навыками и способами работы (неумеют учиться), недобросовестных в отношении к учению.
2. Ослабленные дети, которые быстро теряют работоспособность, могут хорошо воспринимать учебный материал лишь в течение тридцати минут.
3. Умственно отсталые дети, имеющие нарушения центральной нервной системы.
4. Дети с задержкой психического развития. Такая группа детей при своевременной педагогической помощи достигает, с некоторым опозданием, готовности к обучению по программе общеобразовательной школы.
Для понимания того, к какой группе принадлежит учащийся, необходимы совместные усилия психолога, дефектолога и врача.
Следует указать, что типы неуспевающих школьников могут быть разными, что и определяет направление работы педагога.
Первый тип неуспевающих школьников характеризуется низким качеством мыслительных действий, но сохраняется положительное отношение к учению. В работе с такими учащимися важно сосредоточить внимание на развитии их мыслительных операций и качеств ума. которые лежат в основе обучаемости.
Для второго типа неуспевающих школьников характерно высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению. Работая с данными учащимися важно изменить их внутреннюю позицию, сформировать положительное отношение к учению через интересующую их интеллектуальную деятельность.
Третий тип неуспевающих школьников характеризуется низким уровнем умственного развития и отрицательным отношением к школе. С такой группой учащихся труднее всего работать, поскольку, чтобы вызвать положительное отношение к учению, следует давать этим детям легкие задачи, но, чтобы развить интеллект - трудные задачи. От учителя требуется большая гибкость, он должен варьировать легкие и трудные задачи, стремясь сформировать интерес к учению и одновременно помочь в усвоении новых понятий.
- 17. Особенности психического развития младшего школьника.
- 18. Учебная деятельность.
- 19. Особенности психофизического развития подростка
- 20. Психологическая характеристика подросткового кризиса.
- 21. Основными новообразованиями в подростковом возрасте
- 22. Ведущая деятельность в подрастковом возрасте.
- 25. Общая характеристика процесса обучения.
- 26. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.
- 28. Факторы, влияющие на процесс обучения.
- 29. Программированное обучение
- 30. Принципы обучения в системе Занкова.
- 32. Теории поэтапного форм-я умств. Действий (Гальперин)
- 33. Психологические основы проблемного обучения.
- 34. Понятие уч.Деятельности. Мотивация уч.Деятельности.
- 35. Стр-ра уч.Деятельности.
- 36. Обучаемость как важнейшая хар-ка субъекта уч.Деятедлности.
- 37. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления.
- 38. Типы неуспевающих школьников.
- 39. Педогогическая содержание оценки. Виды пед.Оценки.
- 40. Психологическая сущность воспитания.
- 41. Психологические условия успешности воспитания.
- 42. Психология самовоспитания.
- 43. Общая хар-ка пед.Деят-ти. Стр-ра пед.Деят-ти.
- 44. Общие и специальные способности педагога
- 45. Эффективность деятельности учителя и критерии оценки.
- 46. Индивидуальный стиль пед. Деят-ти и основные его проявления.
- 48. Психолого-пед. Сопровождение учебно-воспитательного процесса.