logo search
Педагогическая психология от оли

17.Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности по д.Б Эльконину.

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении. Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Учебная деятельность — один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой У. д., тем не менее это различные явления: усвоение — это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, У. д. — это вид деятельности, особая форма социальной активности личности.

Выделяются следующие специфические виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Формами деятельности являются: предметно-практическая, теоретико-мыслительная, эстетическая, идеологическая (миро­воззренческая). Есть и такой подход к классификации:

1. В зависимости от степени общности — общие и частные.

2. В зависимости от сложности — элементарные и сложные. Может быть и сочетание различных видов деятельности:

общие элементарные — все формы психического отраже­ния — эмоции, ощущения, мышление, восприятия, чувства, воля, память;

общие сложные — труд и общение, а также производные от них — речь, учение, игра, искусство, нравственная и правовая (безнравственная и противоправная) деятель­ность, а также бой;

частные элементарные и сложные виды деятельности (исхо­дя из общего, особенного, единичного) — все профессио­нальные виды деятельности, виды учения, игр, спорта и т. п. По взглядам психолога К.К. Платонова, сложная предметная деятельность человека формируется на основе ее элементарных видов.

Так все формы психического отражения (эмоции, ощу­щения, мышление, восприятия, чувства, воля, память) являются элементарными общими видами психической деятельности. К ним относится три категории психических явлений:

1. Потребности как пусковое побуждение к деятельности.

2. Внимание как системная организация.

3. Психомоторика как объективизация психической деятельности.

Среди компонентов деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, и достигаемые посредством действий; операции, с помощью которых деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации.

Где под целью понимается предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность.

Мотивация, с одной стороны, представляет собой систему факторов, детерминирующих поведение (потребности), а, с другой стороны, это характеристика процесса, который сти­мулирует и поддерживает поведенческую активность на опре­деленном уровне (мотив). Иными словами, мотивация представляет собой сплав потребностей и мотивов.

Учебная деятельность.

По определению Д. Б. Эльконина, «Учебная деятельность - это деятель­ность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий... такая дея­тельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть... мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и обобщенно оцениваемой деятельности».

Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта - совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в раз­личных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретиче­ской и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных си­туациях.

Основные характеристики учебной деятельности:

она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, осваиваемыми до школы);

общие способы действия предваряют решение задач;

учебная деятельность ведет к изменению в самом субъекте;

изменение психических свойств и поведения обучающихся происходит в зависимости от результатов своих собственных действий.

Предметное содержание учебной деятельности

Предметом учебной деятельности являются: усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Средства и способы учебной деятельности

Средства учебной деятельности:

1. интеллектуальные действия (в терминах С. Л. Рубинштейна - мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и др.).

2. знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт;

3. фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний струк­турируется индивидуальный опыт обучающегося.

Способы учебной деятельности. Способ учебной деятельности - это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полно и раз­вернуто описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включаю­щими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия.

Продукт учебной деятельности, ее результат

Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуа­лизируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его приме­нения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, цен­ностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основ­ной, органичной частью в индивидуальный опыт.

Результатом учебной деятельности является поведение субъекта - это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание что-либо делать, ук­лонение от нее.

Внешняя структура учебной деятельности:

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих основных компонентов:

Мотивация.

Учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий.

Учебные действия.

Контроль, переходящий в самоконтроль.

Оценка, переходящая в самооценку.

Учебная мотивация

Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека.

Мотивация - динамический процесс психологического и физиологиче­ского управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Мотивировка - разумное обоснование самим человеком его поступков.

Внешний мотив учения - мотив, определяющийся взаимоотношениями учащихся с окружающей средой, независимо от непосредственного отношения ребенка к выполняемой учебной деятельности. К внешним мотивам от­носят побудители такого типа, как наказание и награда, угроза и требование, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние по отно­шению к непосредственной цели обучения. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей.

Внутренний мотив учения - мотив, связанный с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. Примером могут служить интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культур­ный уровень.

Определенная вещь, события, ситуации или действия становятся моти­вами деятельности, если связываются с источниками определенной активно­сти человека. Эти источники могут быть разделены на три основные.

1.Внутренние источники. Они определяются потребностями человека и могут иметь как врожденный характер, выражающий определенные потреб­ность организма, так и обретенный характер, выражающий социальные потребности, формируемые обществом. Среди врожденных потребностей особое значение для стимуляции уче­ния имеют потребности в активности и потребность в информации. Среди общественно формируемых потребностей особое значение для стимуляции учебной деятельности имеют гностические потребности и поло­жительные социальные потребности. К ним относятся потребность в знаниях, стремление приносить пользу обществу, стремление к общественно ценным достижениям и т.д.

2.Внешние источники. Они определяются общественными условиями жизнедеятельности человека. К таким источникам относятся требования, ожидания и возможности. Требования предлагают человеку определенные виды и формы деятельности и поведения. Ожидания характеризуют отношение общества к человеку, связанное с предположением о том, какие черты поведения и формы деятельности оно считает нормальным для данного индивида. В отличие от требований ожида­ния создают общую атмосферу осуществления деятельности, что порой сти­мулирует сильнее, чем приказ. Возможность - это те объективные условия определенной деятельности, которые имеются в окружении человека.

3. Личные источники. Они определяются интересами, стремлениями, ус­тановками, убеждениями и мировоззрением человека, его представлением о себе, его отношением к обществу. Эти источники активности называют ценностями. Такими ценностями могут быть самосовершенствование, самоутверждение, самовыражение, удовлетворение определенных потребностей, жизненные идеалы и образцы.

Представленные источники деятельности в разных сочетаниях и видо­изменениях наблюдаются у каждого человека. Но не всегда порождаемая ими деятельность переходит в форму учения. Для этого надо, чтобы внутренние, внешние и личностные стимулы его поведения связались с одной из сторон учения (результатом, целью, процессом) или со всеми. Тогда эти сто­роны учения превратятся в мотивы, побуждающие к соответствующей дея­тельности. Такой процесс называют мотивированием. Как он развивается, за­висит от того, какую сторону учения выдвигают в качестве мотива и с каки­ми источниками деятельности ее связывают. Например, если в качестве мо­тива выдвигаются результаты учения, а для побуждения обращаются к внут­ренним источникам деятельности, то мотивирование достигается путем увя­зывания учебных успехов с наградой, общественным одобрением, полезно­стью для будущей работы и т. д.

Использование внешних стимулов выражается в требовании, доверии, предоставлении подходящих возможностей. Примером личностного мотиви­рования результатов учения может служить увязывание их с самооценкой индивида (похвала).