13.Сущность и специфика самостоятельной работы обучающихся в профессиональном обучении. Роль и место домашних заданий в системе самостоятельных работ.
Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально предоставленное для этого время.
При организации самостоятельной работы роль учителя не только не снижается, а наоборот, повышается.
Самостоятельная работа формирует самостоятельность как качества личности, реализует принцип индивидуализации, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым добивается прочного овладения знаниями.
Самостоятельная работа имеет структуру, которая включает 3 этапа:
1. Этап подготовительный – знакомство с заданием – анализ, ориентировка синтез, выделяется, что нужно узнать или сделать, какие для этого потребуются знания, составляется план выполнения задания.
2. Этап исполнительный – ученик, зная задание, составив план действий, выполняет его.
3. Этап проверки и оценки своей работы. – самоконтроль и самооценка.
Уровни самостоятельной работы:
1. Копирующее действия учащихся по заданному образцу.
2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению, не выходящая за пределы условий понятий.
3. Продуктивная деятельность. Самостоятельное применение приобретенных знаний для решения задачи, выходящих за предельны известного образца, требующего способности к дедукции и индукции.
4. Самостоятельная деятельность при решении задач в совершенно новых условиях.
Требования к самостоятельной работе:
1. Успех самостоятельной работы обусловливает целенаправленного учащегося. Осознает цель и стремится к ее достижению.
2. Самостоятельная работа должна быть посильна для учащихся.
3. Необходимость инструктажа перед самостоятельной работой в устной, письменной и наглядной формах.
4. Сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
Виды самостоятельной работы:
I. СР различается по дидактической цели:
1. СР, направленная на восприятие материала; 2) СР, направленная на восприятие материала.
II. СР по материалу, по которому работают ученики: 1) СР, связанная с наблюдением; 2) СР, связанная с постановкой опытов; 3) СР с учебной книгой.
III. По уровню самостоятельной продуктивной деятельности: 1) воспроизводящая СР; 2) реконструктивно-вариативные. На основе полученных знаний; 3) эвристическая ; 4) творческая;
IV. Существуют следующие виды СР: упражнения, решение разнообразных задач; выполнение практических и лабораторных работ; проверочные, контрольные, диктанты, сочинения; подготовка докладов и рефератов; выполнение индивидуальных и групповых заданий в результате экскурсий; домашние работы; техническое моделирование и конструирование.
Обучение может быть эффективным только при условии, если учебная работа на уроках подкрепляется хорошо организованной учебной работой дома.
Основная деятельность по усвоению и закреплению учебных умений и навыков, а также повторение и частичный разбор нового материала приходится на домашнюю работу школьников. На уроках имеют место концентрированное запоминание и перевод знаний в оперативную кратковременную память. Для перевода знаний в долговременную память, необходимо последующее повторение.
Домашняя работа представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков.
Д/З включает в себя: 1) усвоение изученного материала по учебнику; 2) выполнение устных упражнений; 3) выполнение письменных упражнений; 4) выполнение творческих работ; 5) проведение наблюдений.
Время выполнения Д/З:
1 кл. – 1 ч.; 2 кл. – 1,5 ч.; 3-4кл. – 2 ч.; 5-6 кл. – 2,5 ч.; 7-8 кл. – 3 ч., 9-11 кл. – 4 ч.
Правила выполнения Д/З:
1. Д/З необходимо выполнять в день их получения. В первые часы после запоминания свежего материала полнота запоминания стремительно падает вниз.
2. Выполнение письменных заданий нужно начинать с повторения теоретического материала, т.е. с работы над учебником:
а) перед выполнением письменных заданий всегда хорошо вспомнить теоретический материал; б) повторение материала повышает прочность закрепления материала.
3. Приступая к выполнению практических заданий, следует просмотреть упражнения, которые выполняли в классе, и вспомнить, как они выполнялись и почему именно так.
4. Выполнять Д/З лучше всего несколькими циклами.
5. Очень важно, чтобы для выполнения Д/З у ребят было свое постоянное место и отводилось для этого одно и то же время дня.
Домашние задания, которые способствуют развитию самостоятельности: задания по отдельным карточкам; творческие задания; наблюдение за какими-либо социальными процессами; написание рефератов, сочинений; написание самостоятельных небольших исследований.
- 1. Сущность и специфика педагогической профессии. Представления о перспективах педагогических профессий, педагогических специальностях и условиях профессионального становления педагога.
- 2. Аксиологические основы современной педагогики. Сущность гуманизации образовательного процесса. Современная этика отношения к детству.
- 3. Характеристика современной дидактической концепции.
- 4. Этические, педагогические и психологические основы взаимодействия образовательного учреждения с родителями и семьями учащихся.
- 5. Содержание приоритетных стратегий воспитания. Актуальные проблемы воспитания молодежи и формирования мировоззрения в системе профессионального обучения.
- 6. Детские и молодежные самодеятельные группы и неформальные объединения. Возможность их взаимодействия с воспитательной системой образовательных учреждений.
- 7. Проблема целеполагания в педагогике. Согласование целей профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности обучающихся.
- 8. Становление принципов в истории педагогики. Характеристика современной системы педагогических принципов.
- 9. Основные психолого-педагогические и гигиенические требования к организации и осуществлению образовательного процесса в системе профессионального обучения.
- 10.Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования. Нормативные документы, отражающие содержание профессионального образования.
- 13.Сущность и специфика самостоятельной работы обучающихся в профессиональном обучении. Роль и место домашних заданий в системе самостоятельных работ.
- 14.Специфика лекционно-семинарской формы обучения в современном образовательном процессе. Возможности ее эффективного и целесообразного применения в условиях профессионального обучения.
- 15.Интерактивные формы и методы обучения. Возможности их применения в процессе профессионального обучения юношей и взрослых.
- Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций)
- 16.Сущность и специфика проблемного обучения и возможности его реализации в системе профессионального обучения.
- 17.Этапы и психолого-педагогические условия формирования и развития экономических понятий.
- 19.Методы стимулирования и мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся раннего юношеского возраста.
- 20.Средства профессионального обучения. Критерии выбора наглядных и технических средств обучения.
- 21.Сущность и специфика дистанционного образования. Средства новых информационных технологий в процессе профессионального обучения, возможности и ограничения их применения, методика использования.
- 22.Педагогическая диагностика воспитанности личности и коллектива. Критерии оценки достижения планируемых результатов воспитания молодежи и личностного развития обучающихся.
- 23.Контроль в процессе профессионального обучения. Система методов контроля эффективности образовательного процесса.
- 24.Различные подходы к оценке результатов обучения. Система контроля в системе профессионального обучения. Влияние оценки и отметки на личностное развитие учащихся раннего юношеского возраста.
- 25.Сущность и специфика образовательной технологии. Основания для классификации педагогических технологий. Современные модели обучения.
- 26.Психолого-педагогические и методические основы современных технологий воспитания. Особенности их реализации в системе профессионального обучения.
- 27.Технология педагогического проектирования в условиях профессионального обучения.
- 28.Особенности становления образовательной системы, развития педагогической мысли и педагогической науки в России.
- 29.Концепция свободного воспитания: история и современная интерпретация.
- 30. Характеристика гуманистических образовательных систем, известных в истории педагогики (по выбору студента).
- 31. Роль и место реформ в истории отечественной педагогики. Современные тенденции развития образования в мире. Сущность процесса модернизации российского образования.
- 33. Педагогика и психология как науки и виды практической деятельности. Роль психологии в образовании и возможности влияния на повышение качества обучения.
- 35.Сущность исследовательской функции психолого-педагогической деятельности. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
- 37.Психологическая характеристика речевой деятельности, требования к речевой компетентности педагога в условиях профессионального обучения.
- 38.Общение как деятельность. Специфика педагогического общения с подростками, юношами и взрослыми как субъектами профессионального обучения.
- 39.Влияние стиля педагогического общения на личностное развитие учащихся. Особенности построения конструктивных взаимоотношений с учащимися различного возраста.
- 40.Психологическая характеристика конфликта. Типичные конфликты в процессе обучения, способы их профилактики и разрешения.
- 41.Характеристика уровней развития класса как малой группы. Методы работы педагога, способствующие сплочению группы, развитию самоуправления, инициативы учащихся.
- 43.Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте, определяющие особенности организации профессионального обучения.
- 45.Мотивация учебно-профессиональной и профессиональнопедагогической деятельности. Понятие о потребностях, мотивах, их проявлении и развитии в отрочестве, юности и зрелости.
- 46.Мышление как познавательный процесс, возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в профессиональном обучении.
- 47.Развитие воображения и творческих качеств личности как приоритетная психолого-педагогическая задача.
- 48.Память как познавательный процесс, психолого-педагогические условия развития памяти.
- Характеристика процессов памяти
- 3. Использование игры, небольших представлений и инсценировок
- 4. Фантазирование
- 51.Понятие о воле и произвольности, их проявлениях и развитии в онтогенезе. Психолого-педагогические условия волевого развития ребенка в семье и школе.
- 52.Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности.
- 53.Понятие о способностях личности, их природе и условиях развития. Структура и развитие педагогических способностей.
- Базовые педагогические способности
- 54. Возраст как основная категория психологии развития и современные интерпретации возрастного подхода в обучении.
- Виды возраста
- 55. Психологическая характеристика юношества как основание проектирования и осуществления образовательного процесса в профессионально-педагогических учебных заведениях.
- 56. Познавательные ресурсы личности в юношеском возрасте. Развитие умственных способностей в процессе обучения экономике.
- 57.Психологические ресурсы взрослого как обучающегося в системе профессионального образования. Психологические принципы обучения взрослых.
- 58. Психологическое обоснование технологий развивающего обучения. Специфика их реализации в системе профессионального обучения.
- 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)
- 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- 3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
- 59. Функции и организационные модели профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников. Профильное обучение как пространство личностного самоопределения старшеклассников.
- 60.Планирование и организация профориентационной работы, классификация профессий, современный мир профессий и тенденции его развития как одно из оснований профориентации.