Модуль № 4
Тема: Целостный педагогический процесс.
Содержание теоретического модуля № 4: Сущностная характеристика понятия «педагогический процесс». Структура педагогического процесса. Педагогический процесс как система. Основные функции педагогического процесса. Закономерности и движущие силы педагогического процесса.
По итогам изучения модулей студенты должны знать:
сущностную характеристику понятия «педагогический процесс»;
структурные элементы педагогического процесса;
закономерности и принципы осуществления педагогического процесса;
движущие силы педагогического процесса.
систему педагогических наук.
По итогам изучения модулей студенты должны уметь:
выделять признаки понятия «педагогический процесс»;
давать характеристику и анализировать основные компоненты педагогического процесса;
выделять правила практической деятельности из принципов организации и функционирования педагогического процесса;
использовать теоретические знания для решения практических задач;
пользоваться понятийным аппаратом педагогики.
Алгоритм действий студентов при изучении данного модуля
Осмыслить информационный блок № 1, приготовиться к педагогическому диктанту: «Основные категории педагогики».
Приготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока № 2 (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любые два вопроса из данного блока, ответить на них письменно, сдать на проверку преподавателю).
Выбрать любые два задание из блока самостоятельной работы № 3, выполнить его в письменном виде и сдать на проверку преподавателю.
Приготовиться к перекрестной дискуссии по пройденному материалу.
Вам необходимо сформулировать три вопроса и в письменном виде дать на них ответы. Данное задание можно выполнять в творческих группах (4-5 человек в группе). Систематика вопросов, стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности.
Цель вопросов – углубление и расширение знаний.
Какова главная идея, мысль?
В чем суть?
Кто, где, когда, что?
Дайте определение…
Сформулируйте …
Цель вопросов – развитие умений.
Опишите…
Перескажите…
Объясните…
Как использовать?
Какая разница?
Приведите примеры…
Обобщите…
Систематизируйте…
Классифицируйте…
Цель вопросов – развитие творческих способностей, мышления.
Как выполнить другим способом?
В чем причины?
Согласны ли вы с этим утверждением?
Приведите аргументы…
Приведите контраргументы…
В чем недостатки?
Ваши предположения…
Найдите ошибки…
Ваш прогноз…
Информационный блок № 1
План рассмотрения теоретических вопросов:
Сущностная характеристика понятия «педагогический процесс» (определение понятия, структура педагогического процесса, педагогический процесс как система).
Закономерности и движущие силы педагогического процесса.
- Тема: Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики. Система педагогических наук
- Понятийный аппарат темы
- Педагогика как наука. Предмет, объект, функции и задачи педагогики.
- Структура педагогической науки
- Система педагогических наук
- Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
- Этапы развития педагогической науки
- Основные черты воспитания в разные эпохи
- Практический блок № 2
- Блок самостоятельной работы № 3
- Модуль № 4
- Изучение теоретического материала начинаем с изучения понятийного аппарата. Понятийный аппарат темы
- Введение
- Сущностная характеристика понятия «педагогический процесс» (определение понятия, структура педагогического процесса, педагогический процесс как система)
- Движущие силы педагогического процесса и его закономерности
- Практический блок №2
- Блок самостоятельной работы №3
- Модуль № 5
- Понятийный аппарат темы
- Основные положения теорий развития личности
- Теории развития личности
- Биологические и социальные факторы в развитии личности
- Роль наследственности в развитии личности человека
- Влияние среды на развитие личности
- Роль воспитания в развитии личности
- Движущие силы и направления развития личности
- Изменения личности в процессе развития
- Практический блок № 2
- I.Вопросы репродуктивного характера.
- II.Вопросы и задания проблемного и творческого характера
- Блок самостоятельной работы № 3 Первое задание обязательное для всех студентов, из остальных заданий выполняется одно по выбору.
- Сущность личностно-ориентированного подхода
- Основные понятия личностно-ориентированного подхода
- Положения и принципы
- Современные подходы к организации педагогического процесса деятельностного подхода
- Организация совместной деятельности
- Взаимодействие участников воспитательного процесса
- Современные подходы к организации педагогического процесса философско-антропологического подхода
- Характеристика философско-антропологического подхода.
- Современные подходы к организации педагогического процесса синергетического и аксиологического подходов
- Практический блок № 2
- Личностно ориентированный Синергетический Блок самостоятельной работы № 3