logo search
все вопросы

Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Организационная структура управления доу, научные основы и уровни.

Система – это целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющие новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанных с внешней средой. (Шамова Т.И.)

Системный подход – это направление в методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассматривание объектов как систем.

Цель: раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину.

Педагогическая система – это социално-обусловленная целостность, взаимосвязанных на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями, участников педагогического процесса, направленный на формирование и развитие личности.

Дошкольное образовательное учреждение – рассматривается сегодня как открытая социально-педагогическая система, которая имеет сложную структуру из отдельных блоков (1.условия для функционирования и развития ДОУ; 2.педагогический процесс ДОУ; 3. управление ДОУ).

Принципы управления педагогическими системами:

1.демократизация и гуманизация управления пед. системами (развитие инициативы не только руководителей но и педагогов, детей, родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Гласность в управлении ДОУ основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый педагог знает о делах и проблемах всего ДОУ, он не остается к ним безразличным. )

2.системность и целостность (взаимодействие и взаимосвязь всех управляющих функций)

3.оптимальное сочетание централизации и децентрализацции (оптимальное сочетание и распределение полномочий при принятии управленческих решений)

4.научная обоснованность в управлении (построение управления на новейших данных науки)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 сентября 2008 г. N 666 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Государственный статус ДОУ (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Цель ДОУ: обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Задачами ДОУ являются:

• охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

• обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

• воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

• взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

ДОУ может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.

Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

1. Общеразвивающую, осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе ООПрДО

2. Компенсирующую, осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.

3. Оздоровительную, создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий.

4. Комбинированную осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной ООПрДО и ФГТ

В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания детей и функционируют в режиме:

 полного дня (12-часового пребывания),

 сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания),

 продленного дня (14-часового пребывания),

 кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и

 круглосуточного пребывания.

Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

К ДОУ относятся образовательные учреждения следующих видов:

1. детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

2. детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

3. детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

4. детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

5. детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

6. детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

7. детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

8. центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

УПРАВЛЕНИЕ ДОУ

В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.

Внешняя среда – это совокупность внешних условий, которые оказывают влияние на деятельность организации.

Внутренняя среда – это организованная структура объединившихся людей для достижения определенной цели, на основе принципов разделения обязанностей между собой внутри организации.