logo search
Педагогика-пособие

Основные закономерности и постулаты воспитания

Первая закономерность. Воспитание ребенка как формирование в структуре личности социально-психологических новообразований совершается только благодаря активности самого ребенка. При этом заметим, что вхождение в культуру осуществляется через активные условия деятельности воспитанника.

Во взаимосвязи с формулировкой закономерности целесообразно выделить постулат, который понимается как требование, принимаемое в качестве исходного, не нуждающегося в доказательствах. При этом отойдем от многообразия постулатов, выделим главное научное утверждение, которое позволяет назвать закономерность. Итак, сформулируем первый постулат воспитания: организовать воспитание – это организовать активную деятельность ребенка в соответствии с культурой на каждый данный момент жизни и деятельности.

Вторая закономерность. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей и потому вариативно, определяется на каждый момент развития актуальными потребностями.

Вхождение в культуру происходит благодаря обретаемой человеком окультуренной форме его стремительно развивающихся потребностей.

Второй постулат: необходимо учитывать новые потребности и интересы воспитанника на каждый момент его развития, предъявляя детям новую деятельность и новый объект для взаимодействия в согласии с реальными их интересами и форму взаимодействия с новым объектом.

Третья закономерность. Вхождение в культуру совершается благодаря поддержке педагога, дополняющего слабые силы ребенка собственными усилиями.

Третий постулат: первоначальный этап культуросообразной деятельности необходимо обеспечивать собственными усилиями педагога как центрального субъекта деятельности.

Деятельность – феномен существования человека. Структура деятельности: совокупность действий, каждое из которых осуществляется совокупностью операций.

Деятельность

/ / \ \

Действия

//\ //\ //\

операции операции

Функциональное содержание: деятельность имеет мотив, действия подчинены цели, операции есть способы. При этом используются метод дополнительности, сформулированный Нильсон Бором.

Четвертая закономерность. Трудности «вхождения в культуру» преодолеваются ребенком в атмосфере любви к нему со стороны взрослых – педагогика любви.

Четвертый постулат: необходимо внешне проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий.

Пятая закономерность – (социализация личности – ребенок живет, а не готовится к жизни!). «Вхождение в культуру» и овладение культурой – не имеет подготовительного этапа и совершается в процессе реально проживаемой действительной жизни ребенка.

Пятый постулат: в работе с детьми необходимо педагогически инструментировать внимание и заботу, направленные на достижение предметной цели, на последствия организуемой деятельности, на ход событий, влияющих на самочувствие людей, а также на последствия планируемого и совершаемого воспитанниками действия, но ни в коем случае не на профессиональную заботу о достижении цели воспитания.

Сформулированные выше закономерности отражают сущность теории воспитания. Но педагогика владеет уникальным наследием А.С. Макаренко