logo search
shpory_po_pedagogike

14. Система дидактических принципов.

К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения (собственная познав-я актив-ть шк-ка явл. важн. фактором обуч-ти и оказывает решающее вл. на темп, глубину и прочность овладения учебн. материалом); 2) наглядность (органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз > инф-ции, чем органы слуха, и почти в 13 раз >, чем тактильные органы; инф-ция, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно); 3) последовательность (человек только тогда облад. настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отраж-ся четкая картина внешн. мира, представляющая сист. взаимосвяз. понятий; универс. ср-вом и гл способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение); 4) прочность знаний и навыков (пр-ть усвоения знаний уч-ся обусл-ся использ-ем разл. видов и методов обучения, а также завис. от времени обуч.; память уч-ся носит избир-й хар-р: чем важнее и интереснее для них тот или ин. уч. материал, тем прочнее этот материал закрепл-ся и дольше сохраняется). В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу, объему накопленных человеком знаний, умений, способов мышления. Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинн., прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему хар-ру приближ-ся к методам изучаемой науки. Принцип связи теории с практикой. Основой данн. принц. явл. центр-е положение классич-й филос. и совр. гносеологии, согл. кот. точка зрения жизни, практики - первая и основная точка зрения познания.

15. Системы и формы организации обучения.

В дидактике известны три основные системы обучения:

1) индивидуальное обучение;

2) классно-урочная и 3) лекционно-семинарская.

Все остальные системы организации обучения являются производными от них, так как представляют лишь варианты сочетаний признаков, характерных для указанных трех систем.

В дидактике формы орг-ции процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с уч-ся при решении образовательных задач. Они реш-ся поср-вом разл. путей управления деят-ю, общением отношениями. В рамках посл-х реализ-ся содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения.

Ведущими формами организации процесса обучения явл-ся урок или лекция (соответственно, в школе и вузе).

Одна и та же форма орг-ции обучения может изменять стр-ру и модификацию, в завис. от задач и методов учебной работы. Напр., урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.