logo
Спасение

45. Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования.

Сотрудничество в области образования - одно из важнейших и перспективных направлений осуществления гуманитарного, политического и культурного сотрудничества на основе добрососедства, миропонимания, доверия, межнационального согласия осуществляется посредством реализации совместных проектов и программ в области науки и образования, культуры и спорта. Обеспечение прав и основных свобод человека (и образования в том числе, как одного из основных, конституционных прав человека и гражданина) является сферой совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты.

Для разрешения обозначенных проблем, реализации вышеизложенных принципов и достижения перечисленных целей потребуется создание адекватной инфраструктуры, включая координационные, консультативные, контрольные и других органов. Часть таких органов уже создана, некоторые еще предстоит создать: Совет по сотрудничеству в области образования, Конференции министров образования, Совещания председателей парламентских комитетов по вопросам образования, науки и культуры,  Постоянная Комиссия по вопросам образования, науки, культуры и информации Межпарламентской ассамблеи, Рабочие совещания секретарей национальных комиссий по делам ЮНЕСКО, Центр образовательной статистики стран СНГ, Международный центр сравнительных исследований систем образования в разных странах и др.

Вид и форма источника права об образовании не имеют определяющей зависимости от правовой системы, скорее, такая зависимость существует от формы государственного устройства - унитарного государства или федеративного, а также от политического режима в стране, господствующей правовой и педагогической идеологии.

Так, и в унитарном, и в федеративном государстве первичным источником права об образовании является закон (статут, основной закон), но основной формой закрепления нормы права в унитарном государстве является - распоряжение Министерства образования (Департамента просвещения), а в федеративном - закон штата (для США и Канады - это органы центральной власти по вопросам образования, а не региональной, ибо согласно конституциям стран практически все вопросы образования находятся в компетенции легислатур штатов). Норма права по вопросам образования, закрепленная в постановлении профильного министерства для централизованного государства и в законе штата - для децентрализованного составляют закон (в материальном смысле слова), поэтому данные нормативные акты являются самыми популярными, «силовыми», эффективно действующими.

Для романо-германской правовой семьи это нормативные акты органов местной власти по вопросам образования, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты. Таким образом, в данной системе наиболее развито локальное нормотворчество, местные законодательные инициативы, что связано с процессом децентрализации системы управления образованием, тем, что к Романо-германской системе права принадлежат больше федеративных государств и меньше унитарных по форме государственного устройства. При чем, эти разновидности нормативных актов направлены, преимущественно, на урегулирование финансовых и налоговых правоотношений, социально-трудовых отношений, складывающихся в области школьного воспитание и обучения.

Для правовых систем общего права активное нормотворчество наблюдается на основном - региональном - уровне. Скажем, в англо-американской и австралийской правовых системах, федеральное законодательство играет лишь направляющую роль, регламентирующее ключевые моменты управления и функционирования системы образования в федерации. Основной источник права об образовании здесь - закон субъекта федерации. В англо-саксонской правовой системе - основная форма нормотворчества сосредоточена в системе министерских и ведомственных органов образования. Здесь основное внимание правотворческих органов направлено на такие сферы образования как функционирование системы уровней школьного и высшего обучения.

Для стран социалистической правовой семьи (Китай, Куба, Вьетнам, КНДР) характерна такая форма закрепления норм образовательного права как закон государства об образовании, директивы государственного совета, имеющие силу закона (Китай). Для этой системы права это основная форма урегулирования отношений, регламентирующая достаточно широкий круг вопрос.

Для северной семьи такая форма - закон Парламента и  разнообразные, подтверждающие и конкретизирующие закон распоряжения, директивы министерства образования, разрабатываемые на основании представленных результатов деятельности специальных комиссии, создаваемых по инициативе министра образования (Белая книга для Норвегии).

Для системы религиозного и традиционного права характерным источником права об образовании также является закон, но чаще всего органы государственной власти  принимают не сам закон (как нормативный акт, отражающий общие направления политики в данной сфере, и его декларативные предписания), а планы социально-экономического развития страны на трех - пяти - десятилетний периоды, где область образования представлена достаточно широко и подробно.

В странах традиционной и религиозной правовых семей, как в странах с преимущественно неразвитой социальной и экономической инфраструктурами больше внимания уделяется начальному профессиональному и дополнительному обучению, переквалификации работников, а также вопросам повышения квалификации.