6. Роль педагогического процесса в развитии и саморазвитии личности
С развитием науки, техники и производства, с усложнением отношений в обществе значительно возрастает роль воспитания. В современных условиях трудно представить приобщение человека к производственной деятельности и к жизни без длительного, специально организованного обучения и воспитания. Без воспитания человек не способен развивать и реализовывать свои природные задатки и способности. Из этого можно сделать важный вывод, что определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Однако, как показывает школьная практика, воспитательная работа может вызывать у учеников как положительное, так и отрицательное отношение. У учащихся в ответ на воспитательную деятельность вырабатывается определенная внутренняя позиция, в зависимости от которой он может активизировать свое саморазвитие или оставаться пассивным. Таким образом, воспитание играет определяющую роль в развитии личности при условии положительного воздействия на внутреннее стимулирование ее активности. Поскольку развитие личности происходит по «социальной программе», путем совершенствования социально–экономических отношений в обществе и улучшения воспитания необходимо оказывать действенное педагогическое влияние на формирование личности растущего человека. Так как развитие личности происходит под влиянием многих факторов (социальных, биологических и т. д.), необходимо постоянно изучать и учитывать воздействие этих факторов. Именно с учетом социальных влияний, природных способностей воспитуемых воспитание в состоянии оказывать положительное действие на формирование личности. Воспитание должно опираться на внутренние психолого–педагогические механизмы личностного формирования учащихся, стимулировать их стремление к саморазвитию. Дети в подавляющем своем большинстве обладают большими природными возможностями и способностями в области художественно–эстетического, интеллектуального, морального развития. Убеждение в наличии данных способностей должно подвигать педагогов к совершенствованию своей практической деятельности. Они должны выявлять и развивать эти способности, оказывать действенную помощь тем, кто испытывает те или иные трудности в учении. Особое значение в работе каждого педагога приобретает умение стимулировать в каждом ученике активность, внутреннее стремление к саморазвитию, к совершенствованию учебной деятельности и поведения. Без этого умения деятельность учителя становится малопродуктивной и не оказывает достаточного влияния на развитие личности учащихся.
Таким образом, под воспитанием следует понимать сознательно осуществляемый, целенаправленный педагогический процесс организации и активизации разнообразной деятельности личности по овладению знаниями, практическими умениями и навыками, творческой деятельностью, социальными и духовными отношениями.
- Оглавление
- 1. Педагогика – наука о воспитании и образовании. Категориальный аппарат педагогики
- 2 Основные отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками
- 3. Образование как общественное явление
- 4. Образование как педагогический процесс. Компоненты педагогического процесса, их содержание и характеристика.
- 5.Личность и ее целостность, структура личности. Развитие и формирование личности. Факторы и движущие силы развития личности.
- 6. Роль педагогического процесса в развитии и саморазвитии личности
- 7 Методологические основы педагогической науки.
- 8. Содержание образования. Структура содержания обрзования.
- 9. Принципы и критерии отбора содержания образования
- 10. Государственный образовательный стандарт
- 11. Научное исследование в пеагогике: концептуальные подходы и принципы. Методы и логика педагогического исследования.
- 12. Дидактика как педагогическая теория обучения. Основные категории дидактики.
- 13. Процесс обучения как целостная система. Логика процесса обучения и его структура.
- 14.Научные основы обучения
- 15.Закономерности и принципы обучения
- 16. Функции обучения
- 17. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения. Деятельностная теория обучения
- 18. Современные теории обучения, построенные на базе новых возможностей дидактических Средств.
- 19. Проблема мотивации учения, пути формирования у учащихся познавательной активности.
- 20. Проблема Активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Понятие «метод обучения», «прием обучения», классификация и характеристика отдельных форм обучения
- 22. Понятие «форма обучения». Классификация и характеристика отдельных форм обучения.
- 23. Урок как основная форма организации обучения
- 24. Характеристика видов обучения в современной школе.
- 25. Средства обучения.
- 26. Контоль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности. Мониторинг качества образования.
- 27 Инновации в образовании.
- 28. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Принципы управления школой. Демократизация управления школой.
- 29. Органы управления образованием
- 30. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль
- 31. Управленческая культура руководителя школы.
- 32. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений
- 37. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
- 40. Основные законодательные акты. Документы об образовании. Права и обязанности учащихся и педагогических работников
- 41. Образование за рубежом. Что особенного?
- 42. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования
- 43.Комплексный проект модернизации образования Концепция «новой школы»
- 44. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
- 45. Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования.
- 46. Модернизация образования в России.
- 47. Федеральная программа развития образования