logo
Спасение

6. Роль педагогического процесса в развитии и саморазвитии личности

С развитием науки, техники и производства, с усложнением отношений в обществе значительно возрастает роль воспитания. В современных условиях трудно представить приобщение человека к производственной деятельности и к жизни без длительного, специально организованного обучения и воспитания. Без воспитания человек не способен развивать и реализовывать свои природные задатки и способности. Из этого можно сделать важный вывод, что определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Однако, как показывает школьная практика, воспитательная работа может вызывать у учеников как положительное, так и отрицательное отношение. У учащихся в ответ на воспитательную деятельность вырабатывается определенная внутренняя позиция, в зависимости от которой он может активизировать свое саморазвитие или оставаться пассивным. Таким образом, воспитание играет определяющую роль в развитии личности при условии положительного воздействия на внутреннее стимулирование ее активности. Поскольку развитие личности происходит по «социальной программе», путем совершенствования социально–экономических отношений в обществе и улучшения воспитания необходимо оказывать действенное педагогическое влияние на формирование личности растущего человека. Так как развитие личности происходит под влиянием многих факторов (социальных, биологических и т. д.), необходимо постоянно изучать и учитывать воздействие этих факторов. Именно с учетом социальных влияний, природных способностей воспитуемых воспитание в состоянии оказывать положительное действие на формирование личности. Воспитание должно опираться на внутренние психолого–педагогические механизмы личностного формирования учащихся, стимулировать их стремление к саморазвитию. Дети в подавляющем своем большинстве обладают большими природными возможностями и способностями в области художественно–эстетического, интеллектуального, морального развития. Убеждение в наличии данных способностей должно подвигать педагогов к совершенствованию своей практической деятельности. Они должны выявлять и развивать эти способности, оказывать действенную помощь тем, кто испытывает те или иные трудности в учении. Особое значение в работе каждого педагога приобретает умение стимулировать в каждом ученике активность, внутреннее стремление к саморазвитию, к совершенствованию учебной деятельности и поведения. Без этого умения деятельность учителя становится малопродуктивной и не оказывает достаточного влияния на развитие личности учащихся.

Таким образом, под воспитанием следует понимать сознательно осуществляемый, целенаправленный педагогический процесс организации и активизации разнообразной деятельности личности по овладению знаниями, практическими умениями и навыками, творческой деятельностью, социальными и духовными отношениями.