10. Государственный образовательный стандарт
В нашей стране система образования управляется, регулируется и контролируется государством, которое предъявляет требования к содержанию образования, руководствуясь целью формирования человека, способного к полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Осуществляя свои функции, государство создает и внедряет Государственный стандарт образования, регламентирующий устройство системы образования в целом. Именно государственный стандарт определяет уровень образованности выпускников всех видов учебных заведений, имеющихся в стране, независимо от их правовой основы. Образовательный стандарт состоит из двух основных компонентов: инвариантное и вариативное. Инвариантная составляющая образования является практически постоянной, она составляет базовую основу всей системы в целом и подвергается пересмотру и корректировке крайне редко. Вариативный компонент образовательного стандарта имеет гибкую структуру, способную видоизменяться в соответствии с потребностями общества и развитием педагогической науки, следствием которой являются новые прогрессивные методики образования.
Содержание процесса образования регламентируется учебными планами, учебными программами и учебными пособиями различных видов.
Обучение в общеобразовательной школе производится в соответствии с учебным планом. Учебный план не одинаков для всей страны. Государство разрабатывает общий базисный учебный план, который является инвариантным. В каждом регионе страны соответствующими органами управления образования местного назначения содержание общего учебного плана варьируется в соответствии с особенностями этого региона, а так же в зависимости от характера учебного заведения. Множество таких частных учебных планов вариативно. Учебный план является сертификатом учебного заведения. Учебный план содержит организационную информацию учебного процесса. Более подробную информацию, касающуюся обучения конкретной дисциплине содержат учебные программы. В них входят содержание информации, предлагаемой для усвоения в данной предметной области, рекомендации методик преподавания, временного интервала, отводимого для изучения тех или иных вопросов, перечень возможного оборудования и наглядных пособий, список литературы. Учебные программы могут варьироваться в соответствии с дифференциацией образования многих современных школ. При этом допускается параллельное использование нескольких учебных программ в одной и той же школе для разных классов, в соответствии с профилем углубленного обучения в этом классе.
Непременным атрибутом процесса обучения является учебная литература, содержащая информацию, иллюстрации, упражнения и контрольные тесты или вопросы, относящиеся к определенному предмету. Государственный образовательный стандарт предъявляет множество требований к содержанию и оформлению обучающей литературы. В основном все они подчиняются общей цели: содержание учебной литературы должно быть доступно и понятно, грамотно иллюстрировано, эстетически оформлено, включать достаточное количество информации, представленной в логической последовательности, иметь устойчивую основу и оставлять возможность дополнений или исправлений в соответствии с развитием науки, культуры и искусства. Учебник, как основное пособие, используемое в процессе обучения, должен выполнять следующие дидактические функции: мотивационную, информационную и контрольно-корректирующую.
Требования государства к уровню образованности выпускников общеобразовательных школ по всей стране одинаковы. Для осуществления контроля достижения этого уровня государственным стандартом предусмотрены тестовые и экзаменационные вопросы и задания по основным предметам, соответствующие некоторым контрольным этапам школьного образования. Государством так же устанавливаются общие правила ведения документации образовательных учреждений.
Основной целью государственного образовательного стандарта является поддержание и создание условий для повышения уровня образования. Вариативный компонент образования позволяет внедрять в конкретных учебных заведениях новые методики обучения, дополнять основной курс дополнительными дисциплинами, расширяя таким образом кругозор учеников и открывая перед ними больше возможностей, связанных с повседневной жизнедеятельностью и будущей профессиональной деятельностью. Общеобразовательные учреждения с наиболее высоким уровнем подготовки (гимназии, лицеи) постоянно соревнуются друг с другом за право считаться лучшим в своем городе или области, что способствует повышению уровня образования в целом. Государство же обязано не допустить понижение этого уровня. Образование должно иметь сертификат качества.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
федеральный компонент — устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).
- Оглавление
- 1. Педагогика – наука о воспитании и образовании. Категориальный аппарат педагогики
- 2 Основные отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками
- 3. Образование как общественное явление
- 4. Образование как педагогический процесс. Компоненты педагогического процесса, их содержание и характеристика.
- 5.Личность и ее целостность, структура личности. Развитие и формирование личности. Факторы и движущие силы развития личности.
- 6. Роль педагогического процесса в развитии и саморазвитии личности
- 7 Методологические основы педагогической науки.
- 8. Содержание образования. Структура содержания обрзования.
- 9. Принципы и критерии отбора содержания образования
- 10. Государственный образовательный стандарт
- 11. Научное исследование в пеагогике: концептуальные подходы и принципы. Методы и логика педагогического исследования.
- 12. Дидактика как педагогическая теория обучения. Основные категории дидактики.
- 13. Процесс обучения как целостная система. Логика процесса обучения и его структура.
- 14.Научные основы обучения
- 15.Закономерности и принципы обучения
- 16. Функции обучения
- 17. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения. Деятельностная теория обучения
- 18. Современные теории обучения, построенные на базе новых возможностей дидактических Средств.
- 19. Проблема мотивации учения, пути формирования у учащихся познавательной активности.
- 20. Проблема Активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Понятие «метод обучения», «прием обучения», классификация и характеристика отдельных форм обучения
- 22. Понятие «форма обучения». Классификация и характеристика отдельных форм обучения.
- 23. Урок как основная форма организации обучения
- 24. Характеристика видов обучения в современной школе.
- 25. Средства обучения.
- 26. Контоль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности. Мониторинг качества образования.
- 27 Инновации в образовании.
- 28. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Принципы управления школой. Демократизация управления школой.
- 29. Органы управления образованием
- 30. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль
- 31. Управленческая культура руководителя школы.
- 32. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений
- 37. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
- 40. Основные законодательные акты. Документы об образовании. Права и обязанности учащихся и педагогических работников
- 41. Образование за рубежом. Что особенного?
- 42. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования
- 43.Комплексный проект модернизации образования Концепция «новой школы»
- 44. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
- 45. Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования.
- 46. Модернизация образования в России.
- 47. Федеральная программа развития образования