11. Научное исследование в пеагогике: концептуальные подходы и принципы. Методы и логика педагогического исследования.
Методы научного исследования – это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, использующуюся для построения научных теорий и проверки их истинности. Такие исследования могут быть теоретическими и опытно—экспериментальными. В педагогике активно используются оба эти метода. Методы, используемые в педагогике, могут быть как педагогическими, так и привлеченными из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и пр.
Стремясь быть точной наукой, педагогика широко использует опытно—экспериментальные методы. К их числу относится педагогическое наблюдение: фиксация и сбор информации о непосредственном поведении объектов исследования в процессе их деятельности и общения. Наблюдение может использоваться как самостоятельный метод и как вспомогательный, составляющий часть какой—либо методики.
Активной формой изучения объекта является исследовательская беседа, дающая возможность составить представление о сущности и причинах изучаемого явления.
Существуют и такие методы исследований, как анкетирование, интервьюирование, экспертная оценка, анализ документов (например, классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедший период), дающие богатый фактический материал.
В сборе эмпирического педагогического материала определенную роль играют психофизиологические методы и методики (например, изучение психических состояний детей, их реакции в той или иной нравственной, эстетической или стрессовой ситуации). В таких исследованиях фиксируется протекание физиологических процессов (частота пульса, устойчивость реакций и др.), что дает возможность судить о глубине переживаний объекта, эффективности педагогического воздействия и взаимодействия.
Высокая эффективность научного исследования достигается с помощью эксперимента. Эксперимент отличается от педагогического наблюдения или исследовательской беседы активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, планомерно манипулирующего факторами и регистрирующего изменения в состоянии и поведении изучаемого объекта.
Педагогический эксперимент заключается в специальной организации педагогической деятельности учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных предположений или гипотез.
Методы теоретического исследования помогают осмыслить и обобщить результаты опытно—экспериментальных методов. Они производят анализ, дают оценку, обобщают, приводят в систему эмпирический материал. Общенаучные методы теоретического исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, системно—структурный анализ и т. д.
Разработка новых методов, средств, внедрение результатов научно—педагогического исследования в практику относятся к числу важных задач педагогики как науки.
- Оглавление
- 1. Педагогика – наука о воспитании и образовании. Категориальный аппарат педагогики
- 2 Основные отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками
- 3. Образование как общественное явление
- 4. Образование как педагогический процесс. Компоненты педагогического процесса, их содержание и характеристика.
- 5.Личность и ее целостность, структура личности. Развитие и формирование личности. Факторы и движущие силы развития личности.
- 6. Роль педагогического процесса в развитии и саморазвитии личности
- 7 Методологические основы педагогической науки.
- 8. Содержание образования. Структура содержания обрзования.
- 9. Принципы и критерии отбора содержания образования
- 10. Государственный образовательный стандарт
- 11. Научное исследование в пеагогике: концептуальные подходы и принципы. Методы и логика педагогического исследования.
- 12. Дидактика как педагогическая теория обучения. Основные категории дидактики.
- 13. Процесс обучения как целостная система. Логика процесса обучения и его структура.
- 14.Научные основы обучения
- 15.Закономерности и принципы обучения
- 16. Функции обучения
- 17. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения. Деятельностная теория обучения
- 18. Современные теории обучения, построенные на базе новых возможностей дидактических Средств.
- 19. Проблема мотивации учения, пути формирования у учащихся познавательной активности.
- 20. Проблема Активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Понятие «метод обучения», «прием обучения», классификация и характеристика отдельных форм обучения
- 22. Понятие «форма обучения». Классификация и характеристика отдельных форм обучения.
- 23. Урок как основная форма организации обучения
- 24. Характеристика видов обучения в современной школе.
- 25. Средства обучения.
- 26. Контоль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности. Мониторинг качества образования.
- 27 Инновации в образовании.
- 28. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Принципы управления школой. Демократизация управления школой.
- 29. Органы управления образованием
- 30. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль
- 31. Управленческая культура руководителя школы.
- 32. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений
- 37. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
- 40. Основные законодательные акты. Документы об образовании. Права и обязанности учащихся и педагогических работников
- 41. Образование за рубежом. Что особенного?
- 42. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования
- 43.Комплексный проект модернизации образования Концепция «новой школы»
- 44. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
- 45. Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования.
- 46. Модернизация образования в России.
- 47. Федеральная программа развития образования