logo
Спасение

15.Закономерности и принципы обучения

Принципы обучения (принципы дидактики) – это компоненты системы дидактических требований к процессу обучения, обеспечивающей эффективность этого процесса, выступающие в органическом единстве. В данную систему входят цели, задачи, содержание учебного процесса, выбор методов, средств и организационных форм, планирование и анализ достигнутых результатов.

Согласно одной из разработок системы дидактических принципов они делятся на:

1) принцип непрерывности обучения: педагогу необходимо решать не только обучающие задачи, но и воспитательные и развивающие;

2) принцип сознательности и активности: предоставление ученикам возможности ясно и четко понимать цели и задачи предстоящей работы;

3) принцип систематичности и последовательности требует соблюдения системы в формировании знаний, умений, навыков. Каждый новый элемент материала должен быть логически связан с предыдущим, готовить к усвоению нового;

4) принцип научности, это важнейший принцип обучения. Он опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета и требует, чтобы содержание обучения знакомило учеников с научными фактами, понятиями, закономерностями и т. д. Этот принцип требует развития умений и навыков научного поиска и предполагает включение в обучение элементов исследовательских, лабораторных и практических работ, обучение учеников вести наблюдения, фиксировать и анализировать их результаты и пр.;

5) принцип доступности: необходимо учитывать реальные возможности обучающихся, не допускать интеллектуальных, физических, моральных перегрузок. При этом ни в коем случае нельзя упрощать процесс обучения, делать его предельно элементарным;

6) принцип наглядности: этот принцип предусматривает воздействие на восприятие всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается. Наглядность включает в себя зрительные, моторные, тактильные ощущения.

7) принцип сочетания различных методов и средств обучения: педагог должен выбрать наилучшее сочетание методов и средств обучения для достижения эффективности занятия;

8) принцип прочности знаний, умений и навыков: необходимость отработки логики подачи учебного материала;

9) принцип связи обучения с жизнью и практикой: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой.

Это классические принципы обучения. В современной педагогике существуют еще несколько принципов:

1) принцип развивающего обучения, связанный с методами самостоятельного добывания знаний;

2) принцип опережающего обучения, создающий динамический ритм процесса обучения;

3) принцип опоры, позволяющий внедрять в процесс обучения опорные конспекты;

4) принцип обучения на высшем уровне трудности, заставляющий учеников работать на определенном пределе умственных возможностей.