logo
Спасение

27 Инновации в образовании.

В образовательной политике нашей страны и за рубежом происходят постоянные изменения – частные инновации, инновации в виде модернизации и реформы (осуществляющиеся каждые 8–10 лет). У нас они происходят по принципу интеграции российского образования в мировое, при этом наукой и общественностью отстаивается путь именно модернизации, а не реформ, коренным образом ломающих всю устоявшуюся систему образования.

Инновации нужны и успешны, если они отличаются педагогическим качеством: культурно–этнической менталитетностью, последовательностью и преемственностью; научной обоснованностью; комплексностью; педагогической системностью и тщательностью; педагогической конструктивностью, экстенсивностью и эффективностью.

Мировыми тенденциями инноваций в образовании являются следующие:

1) повышение престижа образования в обществе, его приоритетность и обеспечение общественной и государственной поддержки;

2) забота о доступности образования и повышения его уровня для всех слоев общества;

3) развитие систем непрерывного, «параллельного», дистанционного образования;

4) сближение общего и профессионального образования;

5) интернационализация образования;

6) повышение уровня образованности и культуры граждан;

7) забота о повышении качества образования;

8) усиление гуманитарного, демократического, экологического воспитания;

9) повышение качества подготовки выпускников к жизни и деятельности в условиях рыночной экономики, свободы и демократии;

10) обеспечение партнерства педагога и учащихся, повышение самостоятельности учащихся;

11) совершенствование содержания, форм, условий и методов образовательного процесса, внедрение новейших информационных технологий, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;

12) внимание к вопросам коммуникативных способностей учащихся, обучению иностранным языкам;

13) повышение качества и непрерывности квалификации учителей и преподавателей, поощрение приобретения педагогами квалификационных степеней по методике, педагогике и психологии;

14) расширение связей образовательных учреждений с местными органами власти и предприятиями, выполнение по их заказам исследований и разработок и др.

Реформы и другие инновации не всегда проходят гладко, не вызывая трудностей, и не всегда они дают желаемые результаты. Причинами этого являются неподготовленность общественного мнения, осуществление реформ «сверху» без учета мнений и настроений в педагогической среде. Последствия таких неподготовленных реформ могут быть самыми печальными.

Наиболее актуальныые тенденции в современном российском образовании следующие:

1) личностно–ориентированный подход к учащимся;

2) специализация на ранних стадиях обучения (углубленное изучение определенных предметов);

3) информатизация процесса обучения (применение компьютеров).