27 Инновации в образовании.
В образовательной политике нашей страны и за рубежом происходят постоянные изменения – частные инновации, инновации в виде модернизации и реформы (осуществляющиеся каждые 8–10 лет). У нас они происходят по принципу интеграции российского образования в мировое, при этом наукой и общественностью отстаивается путь именно модернизации, а не реформ, коренным образом ломающих всю устоявшуюся систему образования.
Инновации нужны и успешны, если они отличаются педагогическим качеством: культурно–этнической менталитетностью, последовательностью и преемственностью; научной обоснованностью; комплексностью; педагогической системностью и тщательностью; педагогической конструктивностью, экстенсивностью и эффективностью.
Мировыми тенденциями инноваций в образовании являются следующие:
1) повышение престижа образования в обществе, его приоритетность и обеспечение общественной и государственной поддержки;
2) забота о доступности образования и повышения его уровня для всех слоев общества;
3) развитие систем непрерывного, «параллельного», дистанционного образования;
4) сближение общего и профессионального образования;
5) интернационализация образования;
6) повышение уровня образованности и культуры граждан;
7) забота о повышении качества образования;
8) усиление гуманитарного, демократического, экологического воспитания;
9) повышение качества подготовки выпускников к жизни и деятельности в условиях рыночной экономики, свободы и демократии;
10) обеспечение партнерства педагога и учащихся, повышение самостоятельности учащихся;
11) совершенствование содержания, форм, условий и методов образовательного процесса, внедрение новейших информационных технологий, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
12) внимание к вопросам коммуникативных способностей учащихся, обучению иностранным языкам;
13) повышение качества и непрерывности квалификации учителей и преподавателей, поощрение приобретения педагогами квалификационных степеней по методике, педагогике и психологии;
14) расширение связей образовательных учреждений с местными органами власти и предприятиями, выполнение по их заказам исследований и разработок и др.
Реформы и другие инновации не всегда проходят гладко, не вызывая трудностей, и не всегда они дают желаемые результаты. Причинами этого являются неподготовленность общественного мнения, осуществление реформ «сверху» без учета мнений и настроений в педагогической среде. Последствия таких неподготовленных реформ могут быть самыми печальными.
Наиболее актуальныые тенденции в современном российском образовании следующие:
1) личностно–ориентированный подход к учащимся;
2) специализация на ранних стадиях обучения (углубленное изучение определенных предметов);
3) информатизация процесса обучения (применение компьютеров).
- Оглавление
- 1. Педагогика – наука о воспитании и образовании. Категориальный аппарат педагогики
- 2 Основные отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками
- 3. Образование как общественное явление
- 4. Образование как педагогический процесс. Компоненты педагогического процесса, их содержание и характеристика.
- 5.Личность и ее целостность, структура личности. Развитие и формирование личности. Факторы и движущие силы развития личности.
- 6. Роль педагогического процесса в развитии и саморазвитии личности
- 7 Методологические основы педагогической науки.
- 8. Содержание образования. Структура содержания обрзования.
- 9. Принципы и критерии отбора содержания образования
- 10. Государственный образовательный стандарт
- 11. Научное исследование в пеагогике: концептуальные подходы и принципы. Методы и логика педагогического исследования.
- 12. Дидактика как педагогическая теория обучения. Основные категории дидактики.
- 13. Процесс обучения как целостная система. Логика процесса обучения и его структура.
- 14.Научные основы обучения
- 15.Закономерности и принципы обучения
- 16. Функции обучения
- 17. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения. Деятельностная теория обучения
- 18. Современные теории обучения, построенные на базе новых возможностей дидактических Средств.
- 19. Проблема мотивации учения, пути формирования у учащихся познавательной активности.
- 20. Проблема Активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Понятие «метод обучения», «прием обучения», классификация и характеристика отдельных форм обучения
- 22. Понятие «форма обучения». Классификация и характеристика отдельных форм обучения.
- 23. Урок как основная форма организации обучения
- 24. Характеристика видов обучения в современной школе.
- 25. Средства обучения.
- 26. Контоль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности. Мониторинг качества образования.
- 27 Инновации в образовании.
- 28. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Принципы управления школой. Демократизация управления школой.
- 29. Органы управления образованием
- 30. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль
- 31. Управленческая культура руководителя школы.
- 32. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений
- 37. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
- 40. Основные законодательные акты. Документы об образовании. Права и обязанности учащихся и педагогических работников
- 41. Образование за рубежом. Что особенного?
- 42. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования
- 43.Комплексный проект модернизации образования Концепция «новой школы»
- 44. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
- 45. Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования.
- 46. Модернизация образования в России.
- 47. Федеральная программа развития образования