logo
Спасение

28. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Принципы управления школой. Демократизация управления школой.

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9 — 11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов. Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразность педагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.

Принципы управления школой.

1. Разделение труда - повышение количества и качества производства при затрате тех же условий.

2. Раздача полномочий каждому работающему, а там где есть полномочия, возникает и ответственность.

3. Дисциплина предполагает выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины.

4. Единство распорядительства, или единоначалие - получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником

5. Единство руководства и направления действий - объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану

6. Подчинение частных, личных интересов общим - интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.

7. Вознаграждение - получение работниками справедливого вознаграждения на работу.

8. Иерархия или скалярная цепь - это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими.

9. Порядок - рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.

11. Справедливость - справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

12. Стабильность персонала (постоянство состава) - высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива —разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.

14. Корпоративный дух (единение персонала) Гармония, единение персонала — большая сила в организации.