2.4. Критерии внедрения педагогических новшеств
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ЗАГРЕКОВА Л. В., НИКОЛИНА В. В.
ДИДАКТИКА
Исследованиями отечественных ученых установлено, что формирование инновационной направленности деятельности учителя предполагает использование определенных критериев эффективности тех или иных новшеств. Такими критериями является новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Среди перечисленных основным является критерий новизны. Реализация этого критерия предполагает знание учителем сущности предлагаемого новшества, уровня его новизны (абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающаяся степенью известности и областью применения). Поэтому к включению учителей в инновационную деятельность важно подходить с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик.
Критерий оптимальности ориентирует на достижение высоких результатов в условиях введения в образовательный процесс педагогических новшеств при наименьших затратах времени, физических и умственных сил субъектов педагогического процесса учителя и учащихся. Критерий результативности означает устойчивость положительных результатов в деятельности учителей при использовании тех или иных педагогических новшеств.
В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени. Нововведение считается успешным, если освоение положенного в его основу средства позволило решать задачи развития школы. Возможность творческого применения инновации в массовом педагогическом опыте как один из критериев педагогических новшеств означает независимость данного новшества от личностных особенностей отдельных учителей, от особенностей технического обеспечения учебно-воспитательного процесса, специфики деятельности учителя.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что научно-теоретическое и методологически обоснованное применение новшеств всегда ведут к заметному повышению результативности практической деятельности учителя, сдвигу в его результатах: развитии личности учащихся, развитии детского коллектива, росту учебных достижений и личностному развитию отдельного ученика.
Анализ педагогической литературы и опыта учебно-воспитательной деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы образовательных учреждений. Одну из причин нереализованности педагогических инноваций ученые видят в том, что внедрение педагогических инноваций предварительно неподготовлено в следующих аспектах: организационном, техническом и, главное, в личностном, психологическом аспекте. Многие учителя слабо информированы по существу педагогических инноваций, методически не подготовлены к участию в инновационном процессе; отдельные педагоги «сопротивляются» нововведениям. Вместе с тем ученые предостерегают руководителей образовательных учреждений от торопливости во внедрении инноваций, так как это может привести только к временному использованию их в профессиональной деятельности учителя и не обеспечивать ожидаемого эффекта. Выход из создавшейся ситуации видится в подготовке учителя к инновационной деятельности не только на этапе его работы как специалиста, но и уже на этапе его профессионального обучения в вузе.
В педагогической теории и практике отмечается, что конструктивную новизну в педагогическую действительность вносят педагоги-новаторы. Педагоги-новаторы выступают на стадии внедрения и распространения новшеств в роли носителя конкретного новшества. Для учителей-новаторов характерен высокий интеллектуальный потенциал, критичное отношение к действительности, устремленность к педагогическому творчеству.
Внедрение педагогических новшеств в образовательную практику системный, целостный процесс: с одной стороны, он охватывает совершенствование и развитие современной общеобразовательной школы как целостной социально-педагогической системы, формирование в школе инновационной образовательной среды, с другой формирование готовности учителя к инновационной деятельности.
В практике сложились следующие пути обновления школы:
развитие своего собственного опыта;
заимствование кем-то созданного опыта;
освоение научных разработок; эксперимент.
Принципиальное значение имеет формирование готовности учителя к инновационной педагогической деятельности как субъекта инноваций. Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности рассматриваются в работах отечественных психологов (К. А. Абульхановой-Славекой, П. С. Сухобской, Л. М. Фридмана и др.) и педагогов (В. И. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, В. А. Кан-Калика, В. А. Сластенина и др.).
В русле исследований отечественных ученых формирование готовности учителя к инновационной деятельности предусматривает:
сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов;
видение в педагогической действительности коллизий и несоответствий (проблематизация и конфликтизация педагогической действительности);
критическое отношение к педагогическим нормативам;
рефлексию и построение педагогических смыслов (смыслотворчество);
открытость среде и профессиональным новшествам;
стремление к самореализации, к воплощению в профессиональной деятельности своих намерений;
субъективирование элементов содержания в личностно-смысловое содержание;
творчески преобразующее отношение к миру.
Таким образом, педагогические инновации предполагают повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего личностный и творческий процесс воспитания детей. Они охватывают всю сферу образования и подготовку учителя как субъекта инновации, развития у него таких черт личности, которые характеризуются высоким чувством нового, стремлением к творчеству63.
- В. И. Смирнов
- Оглавление
- § 2. Историческое развитие форм организации обучения
- § 3. Классно-урочная система обучения. Попытки ее модернизации
- § 4. Урок как основная форма организации обучения в школе: структура и типы
- § 5. Противоречия современного урока, требования к нему
- I. Дидактические требовании к современному уроку:
- III. Гигиенические требования к уроку:
- IV. Требования к технике проведения урока:
- § 6. Многообразие форм организации обучения
- § 7. Формы учебной деятельности учащегося
- Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы
- 4. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами.
- Вопросы и задания по материалам главы 4
- Формы организации обучения
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 6.
- § 2. Историческая эволюция методов обучения
- § 3. Многообразие подходов к классификации методов обучения
- Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
- § 4. Классификация методов обучения ю. К. Бабанского
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- 2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников
- 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- § 5. Классификация методов продуктивного обучения а. В. Хуторского
- Методы продуктивного обучения
- § 6. Характеристика отдельных методов обучения
- § 7. Дидактические основания выбора и оптимального сочетания методов обучения
- Вопросы и задания по материалам главы 6
- Библиографический список
- Глава 7.
- 1.2. Основные понятия педагогической инноватики
- 1.3. Структура инновационного процесса
- 1.4. Типология педагогических нововведений
- 1.5. Факторы, обусловливающие необходимость инновационной деятельности
- 1.6. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м. М. Поташнику)
- 1.7. Закономерности протекания инновационных процессов
- § 2. Учитель и дидактические инновации. Основания выбора инновационной технологии
- 2.1. Учитель и дидактические инновации
- 2.2. Мотивация инновационной деятельности учителя
- 2.3. От многообразия выбора к авторским технологиям
- 2.4. Критерии внедрения педагогических новшеств
- § 3. Современные технологи обучения: общая характеристика
- 3.1. Сущность понятия, история возникновения и развития
- 3.2. История возникновения и развития учения о педагогической технологии
- 3.3. Общий обзор педагогических технологий обучения
- § 4. Отечественные авторские школы и технологии
- 4.1. Авторская школа: характеристика феномена
- 4.2. Школа радости в. А. Сухомлинского
- 4.3. Школа Жизни Шалвы Амонашвили
- XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни
- Хv. Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы жизни
- 4.4. Дидактическая система в. Ф. Шаталова
- В. Ф. Шаталов: о формирования мнемонической деятельности
- 6.5. Педагогическая технология с. Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
- 6.6. Уроки г. Д. Лавровой: уроки любви и сердечности, уроки жизни
- 6.7. И еще авторские школы…
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- 1.1. Концепции, ориентированные на психическое развитие
- 1.2. Концепции, учитывающие личностное развитие
- 1.3. Концепция поэтапного формирования умственных действий
- § 2. Технологии личностно-ориентированного образования
- Личностно-ориентированное обучение. Концепция и. С. Якиманской
- 2.2. Технология разноуровневого обучения
- 2.3. Технология адаптивного обучения
- § 3. Технологии обучения с помощью компьютерных и аудиовизуальных средств
- 3.1. Технология программированного обучения
- 3.2. Автоматизированные технологии обучения
- 3.3. Технологии и средства мультимедиа
- 3.4. Компьютерные технологии дистанционного обучения
- 3.5. Интернет в школе
- § 4. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся
- 4.1. Технология коллективного обучения
- (Обучение в сотрудничестве)
- 4.2. Технология проблемного обучения
- 4.3. Технология проектного обучения
- 4.4. Игровые технологии в обучении
- § 5. Зарубежные дидактические системы
- 5.1. Дидактическая система Джона Дьюи: основание новой парадигмы
- 5.2. «Обаятельная как детство» педагогика Марии Монтессори
- 5.3. Вальдорфская школа р. Штейнера
- Вальдорфская педагогика р. Штайнера
- Вопросы и задания по материалам главы 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты
- 2.2. Функции и объекты контроля в образовательном процессе
- § 3. Принципы контроля, педагогические требования к его осуществлению
- 3.1. Принципы диагностирования и контролирования
- 3.2. Педагогические требования к организации контроля
- § 4. Виды контроля в обучении
- § 5. Формы и методы контроля и самоконтроля в обучении
- 5.1. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- § 6. Оценка результатов обучения
- 6.1. Взгляд из 1966 года на суть школьной оценки
- 6.2. Современное представление об оценках
- § 7. Отметка в системе оценивания: прошлое, настоящее, будущее
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Планирование учебной деятельности
- 3.1. Диагностика и прогнозирование при подготовке к уроку
- Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы165
- 3.2. Виды планирования учебной деятельности
- Готовясь к уроку, учитель не может не учитывать состояние материально-технической базы школы: чем основательнее будут продуманы эти вопросы перед уроком, тем лучше будут последующие результаты.
- 3.3. Методы планирования учебной работы
- Электронный ресурс
- По материалам книги:
- Дидактика средней школы168
- § 4. Структура плана учебных занятий
- 4.1. Структура плана учебной работы
- 4. 2. Разработка и структура плана творческого урока
- § 4. Классики педагогики о том, как подготовиться и провести хороший урок
- Вопросы и задания по материалам главы 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Библиографический список по курсу «дидактика»
- Периодика (2006–2011)
- Электронные ресурсы
- Дидактика средней школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didaktica. Ru/osnovy-obshhej-didaktiki – Дата обращения: 19.05.2012.
- Владимир Иванович смирнов дидактика.
- Часть II.
- Технологии процесса обучения