logo
для ГАК / смирнов дидактика / ч2

Типы нововведений в школе (по м. М. Поташнику)

Основание (признак)

классификации

Типы нововведений

Отнесение к части

учебно-воспитательного

процесса

  • в содержании образования;

  • в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса;

  • в организации учебно-воспитательного процесса;

  • в управляющей системе школы

Масштабность (объем)

нововведений

  • частные (локальные, единичные);

  • модульные (комплекс связанных между собой, относящихся к одной группе предметов,

  • к одной группе учащихся и др.);

  • системные, охватывающие всю школу

Инновационный потенциал

новшества

  • модификационные нововведения,

  • связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением, модернизацией известного и принятого;

  • комбинаторные нововведения, предполагающие новое конструктивное соединение ранее известных методик;

  • радикальные нововведения

Группировка по отношению

к своему предшественнику

  • замещающее новшество;

  • отменяющее нововведение;

  • открывающее нововведение;

  • ретровведение

В педагогической литературе существуют и другие подходы к классификации нововведений. Так, по признаку характера управления выделяются два типа инновационных процессов: стихийные и целенаправленные инновации.

К первому типу относятся инновации, происходящие в значительной мере стихийно. Они не всегда связаны с полнотой научного обоснования, происходят обычно на эмпирической основе, под влиянием эмпирических требований. Примером инноваций этого типа является деятельность учителей-новаторов, родителей, воспитателей и др.

Второй тип нововведений – деятельностные инновации. Эти инновации в системе образования являются результатом осознанной, целенаправленной деятельности. С точки зрения управления стихийные и целенаправленные инновации делятся на четыре подтипа:

научный – контрольные функции выполняют научные организации;

научно-административный – контроль выполняют они же при поддержке органов управления народным образованием;

административно-научный – контроль и управление осуществляют органы управления, опираясь на науку;

политико-административный – контрольные функции берут на себя административные органы.

Классификация педагогических новшеств позволяет:

учителю – ориентироваться в возможных инновационных подходах к педагогическому процессу с учетом своих индивидуально-личностных способностей, уровня профессиональной готовности.

руководителям образовательных учреждений – определять развитие образовательного учреждения в контексте инноватики.

При этом возникает проблема критериев выбора инновационных идей, обеспечивающих развитие школы в нужном для детей направлении в кратчайшие сроки.

Основными параметрами оценивания идей являются следующие: