3.3. Технологии и средства мультимедиа
ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОЕКТА:
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ /
РАЗРАБОТКА ИДО РУДН94
В последние десятилетия в аппаратном обеспечении образовательного процесса выделяется семейство электронно-вычислительных средств, характерной особенностью которых является возможность обработки и представления информации различных типов. К числу таких средств, получивших название средств мультимедиа, следует отнести аналоговые и цифровые устройства для записи и воспроизведения звука, фото и видео изображений. В силу того, что такие средства имеют особое значение для развития общего среднего образования, целесообразно рассмотреть их отдельно.
Внедрение в массовую образовательную практику средств мультимедиа способствует появлению программных средств и их содержательного наполнения, разработке новых методов обучения и технологий информатизации профессиональной деятельности педагогов.
Так, например, появление средств мультимедиа, позволяющих хранить, обрабатывать и воспроизводить видеофильмы, привело к созданию компьютерных программ, используемых в обучении и содержащих фрагменты видеофильмов, демонстрируемых школьникам. Это, в свою очередь, породило новые методические сценарии проведения уроков, на которых ученики, работая с компьютером, часть учебного времени посвящают просмотру видеоматериалов, важных с точки зрения задач обучения. Да и сами видеоматериалы качественно изменились, благодаря использованию в соответствующих средствах мультимедиа.
Понятие «мультимедиа» используется в нескольких значениях. Мультимедиа это:
технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графика), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыка, видеофрагменты, анимация и т. п.).
Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью дидактического воздействия на пользователя, выступающего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем.
Благодаря одновременному воздействию графической, звуковой, фото- и видеоинформации средства мультимедиа обладают большим психо-эмоциональным и информационно-коммуникационным потенциалом. Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одной из самых широких областей применения технология мультимедиа стала сфера образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа, способны существенно повысить эффективность обучения.
Неуклонно возрастает перечень наименований мультимедиа средств. Так, если в первом издании российского справочника по CD-ROM и мультимедиа, изданном в 1995 году, названо всего 34 экземпляра мультимедиа-продуктов образовательного назначения, в издании 1996 года таких продуктов было 112, в начале 1998 года их число перевалило за 300, то сейчас этот список содержит несколько тысяч наименований. Безусловно, эти показатели не отражают точной картины обеспеченности средствами мультимедиа, но однозначно свидетельствуют о неуклонном росте числа создаваемых и используемых средств мультимедиа
Средства и технологии мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации к учению за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких как:
«манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией;
контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации;
реализация анимационных эффектов;
деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
дискретная подача аудиовизуальной информации;
тонирование изображения;
фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»;
многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана;
демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
В настоящее время созданы мультимедийные учебные и справочные пособия, энциклопедии и хрестоматии по многим учебным дисциплинам, разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности школьников и способствовать повышению их мотивации.
Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. (Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство ИКТ.) Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: ученики могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Обучаемые могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа-технологий.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как: изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты; анимации и анимационное имитирование.
Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие ‒ посредством восприятия на слух, третьи ‒ посредством просмотра видео, и т. д.
Использование мультимедиа позволяет школьникам работать с учебными материалами по-разному ‒ человек сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Работая с мультимедиа-средствами, школьники могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.
Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса. Так, мультимедиа способствует:
1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
2. Повышению мотивации учащихся;
3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
4. Развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, к обеспечению понимания изучаемого материала.
Итак, развитие современных мультимедиа-средств позволяет реализовывать образовательные технологии на принципиально новом уровне, используя для этих целей самые прогрессивные технические инновации, позволяющие предоставлять и обрабатывать информацию различных типов95.
- В. И. Смирнов
- Оглавление
- § 2. Историческое развитие форм организации обучения
- § 3. Классно-урочная система обучения. Попытки ее модернизации
- § 4. Урок как основная форма организации обучения в школе: структура и типы
- § 5. Противоречия современного урока, требования к нему
- I. Дидактические требовании к современному уроку:
- III. Гигиенические требования к уроку:
- IV. Требования к технике проведения урока:
- § 6. Многообразие форм организации обучения
- § 7. Формы учебной деятельности учащегося
- Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы
- 4. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами.
- Вопросы и задания по материалам главы 4
- Формы организации обучения
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 6.
- § 2. Историческая эволюция методов обучения
- § 3. Многообразие подходов к классификации методов обучения
- Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
- § 4. Классификация методов обучения ю. К. Бабанского
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- 2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников
- 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- § 5. Классификация методов продуктивного обучения а. В. Хуторского
- Методы продуктивного обучения
- § 6. Характеристика отдельных методов обучения
- § 7. Дидактические основания выбора и оптимального сочетания методов обучения
- Вопросы и задания по материалам главы 6
- Библиографический список
- Глава 7.
- 1.2. Основные понятия педагогической инноватики
- 1.3. Структура инновационного процесса
- 1.4. Типология педагогических нововведений
- 1.5. Факторы, обусловливающие необходимость инновационной деятельности
- 1.6. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м. М. Поташнику)
- 1.7. Закономерности протекания инновационных процессов
- § 2. Учитель и дидактические инновации. Основания выбора инновационной технологии
- 2.1. Учитель и дидактические инновации
- 2.2. Мотивация инновационной деятельности учителя
- 2.3. От многообразия выбора к авторским технологиям
- 2.4. Критерии внедрения педагогических новшеств
- § 3. Современные технологи обучения: общая характеристика
- 3.1. Сущность понятия, история возникновения и развития
- 3.2. История возникновения и развития учения о педагогической технологии
- 3.3. Общий обзор педагогических технологий обучения
- § 4. Отечественные авторские школы и технологии
- 4.1. Авторская школа: характеристика феномена
- 4.2. Школа радости в. А. Сухомлинского
- 4.3. Школа Жизни Шалвы Амонашвили
- XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни
- Хv. Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы жизни
- 4.4. Дидактическая система в. Ф. Шаталова
- В. Ф. Шаталов: о формирования мнемонической деятельности
- 6.5. Педагогическая технология с. Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
- 6.6. Уроки г. Д. Лавровой: уроки любви и сердечности, уроки жизни
- 6.7. И еще авторские школы…
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- 1.1. Концепции, ориентированные на психическое развитие
- 1.2. Концепции, учитывающие личностное развитие
- 1.3. Концепция поэтапного формирования умственных действий
- § 2. Технологии личностно-ориентированного образования
- Личностно-ориентированное обучение. Концепция и. С. Якиманской
- 2.2. Технология разноуровневого обучения
- 2.3. Технология адаптивного обучения
- § 3. Технологии обучения с помощью компьютерных и аудиовизуальных средств
- 3.1. Технология программированного обучения
- 3.2. Автоматизированные технологии обучения
- 3.3. Технологии и средства мультимедиа
- 3.4. Компьютерные технологии дистанционного обучения
- 3.5. Интернет в школе
- § 4. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся
- 4.1. Технология коллективного обучения
- (Обучение в сотрудничестве)
- 4.2. Технология проблемного обучения
- 4.3. Технология проектного обучения
- 4.4. Игровые технологии в обучении
- § 5. Зарубежные дидактические системы
- 5.1. Дидактическая система Джона Дьюи: основание новой парадигмы
- 5.2. «Обаятельная как детство» педагогика Марии Монтессори
- 5.3. Вальдорфская школа р. Штейнера
- Вальдорфская педагогика р. Штайнера
- Вопросы и задания по материалам главы 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты
- 2.2. Функции и объекты контроля в образовательном процессе
- § 3. Принципы контроля, педагогические требования к его осуществлению
- 3.1. Принципы диагностирования и контролирования
- 3.2. Педагогические требования к организации контроля
- § 4. Виды контроля в обучении
- § 5. Формы и методы контроля и самоконтроля в обучении
- 5.1. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- § 6. Оценка результатов обучения
- 6.1. Взгляд из 1966 года на суть школьной оценки
- 6.2. Современное представление об оценках
- § 7. Отметка в системе оценивания: прошлое, настоящее, будущее
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Планирование учебной деятельности
- 3.1. Диагностика и прогнозирование при подготовке к уроку
- Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы165
- 3.2. Виды планирования учебной деятельности
- Готовясь к уроку, учитель не может не учитывать состояние материально-технической базы школы: чем основательнее будут продуманы эти вопросы перед уроком, тем лучше будут последующие результаты.
- 3.3. Методы планирования учебной работы
- Электронный ресурс
- По материалам книги:
- Дидактика средней школы168
- § 4. Структура плана учебных занятий
- 4.1. Структура плана учебной работы
- 4. 2. Разработка и структура плана творческого урока
- § 4. Классики педагогики о том, как подготовиться и провести хороший урок
- Вопросы и задания по материалам главы 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Библиографический список по курсу «дидактика»
- Периодика (2006–2011)
- Электронные ресурсы
- Дидактика средней школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didaktica. Ru/osnovy-obshhej-didaktiki – Дата обращения: 19.05.2012.
- Владимир Иванович смирнов дидактика.
- Часть II.
- Технологии процесса обучения