logo
для ГАК / смирнов дидактика / ч2

3.2. Виды планирования учебной деятельности

В образовательной практике сложилось три вида планирования учебной работы и три вида соответствующих им планов: планы на год, на четверть и планы или конспекты отдельных уроков.

В процессе подготовки к выполнению ожидающих его в новом учебном году дидактических задач, учитель составляет годовой учебный план по своему предмету для каждого класса, в котором он преподает. Основу такого плана составляет программа соответствующего учебного предмета. При этом содержащимся в программе положениям придается более конкретная форма, учитывающая условия работы в данном классе, и прежде всего такие факторы, как степень продвинутости учеников в учебе, типы и объем имеющихся дидактических средств, объем и способы развития отдельных положений программы в соответствующих главах и параграфах учебника, количество предполагаемых экскурсий, количество уроков, отведенных на повторение пройденного материала, его контроль и оценку и т. п.

Если годовые планы включают перечень так называемых тематических групп, составленных из тем, относящихся к отдельным методическим единицам, то в планах на учебную четверть получают отражение эти последние темы. Планы на четверть позволяют более конкретно и подробно определить дидактические задачи, учесть изменения, вытекающие, например, из ускоренной или замедленной реализации определенных положений программы в течение предыдущей учебной четверти. Таким образом, эти планы являются, во-первых, более конкретным развитием годовых планов, а во-вторых, образуют основу рационального, распределенного по четвертям, планирования отдельных уроков.

Внешнее выражение дидактического планирования – планы и конспекты урока.

План урока охватывает, как правило, следующие пункты:

1) тему урока;

2) образовательные, воспитательные и развивающие цели, выраженные чаще всего в категориях конкретных действий, которыми в результате урока должны овладеть ученики;

3) ход и этапы урока, содержание и участников деятельности на каждом из этих этапов;

4) концептуальные подходы (дидактические технологии), формы, методы, средства, применяемые на уроке для достижения целей.

Конспект представляет собой подробное развитие плана урока.

Тщательное планирование урока является одним из основных условий его успешного проведения, поэтому оно обеспечивает оптимальный отбор содержания, методов, организационных форм и дидактических средств.

С содержательной точки зрения урок можно считать подготовленным, если учитель сам хорошо понимает материал, который должен передать ученикам, свободно им владеет и умеет представить его с разных сторон, с разных точек зрения. Содержательная подготовка к уроку должна выходить за рамки материала, содержащегося в учебнике. Без этого учитель не сможет связать отдельные уроки, так чтобы обеспечить ученикам преемственность в приобретении знаний и в максимальной мере содействовать их умственному развитию.