6.6. Уроки г. Д. Лавровой: уроки любви и сердечности, уроки жизни
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
СОЛОВЕЙЧИК С. Л.
ВЕЧНАЯ РАДОСТЬ: ОЧЕРКИ ЖИЗНИ И ШКОЛЫ
Успех народного учителя СССР Галины Даниловны Лавровой виден сразу, с первой минуты урока – он в особом состоянии детей. Не то, чтобы праздник, нет – труд, но радостный, радость доставляющий труд. И видно, как много с этими третьеклассниками работали. Они держатся на уроке совершенно свободно, но ни при каких обстоятельствах ни один мальчик и ни одна девочка не выкрикнет, не станет отвечать, прежде чем поднимет руку и получит разрешение, – приучены к порядку.
Все учителя-посетители говорят о том, что Галине Даниловне вовсе не приходится делать дисциплинарных замечаний. Ее дети обладают абсолютным ученическим слухом, они направлены на учительницу, они слышат каждое ее слово, и все, что от нее исходит, кажется им чрезвычайно важным. А как же иначе учиться?
– Погода сегодня не такая, как всегда, – и каждый день другая! – начинает урок Галина Даниловна. – Какая сегодня погода?
Весь класс поднимает руки, ладошки трепещут в нетерпении:
Сказочная!
Удивительное, туманное утро!
Словно снежное королевство!
Утром завладел царь-туман!
Мягкая погода, потому что снег под ноги ложится!
Нежная, ласковая, добрая!
Даже немного странно слышать все эти изыски от маленьких детей. А учительница неожиданно гасит в классе свет, общий вздох восхищения – ах! И в самом деле, еще нет девяти утра, еще темно, и улица в свете фонарей за легкой снежной пеленой кажется волшебной. На четырех уроках Лавровой я трижды слышал это прекрасное детское «Ах!». Так ведь для того же и школа, чтобы удивляться, ахать, трудиться душой. Мастер!
...Оказалось, что все это – лишь вступление к теме «Окончания прилагательных женского рода»: нежная, ласковая, добрая погода. Сидевшая рядом со мной гостья-учительница вздохнула: «Отправишь детей за окно и не вернешь потом на урок, а она умеет». Дети сразу принялись за серьезный грамматический труд. Но прилагательные в их примерах были все живые, они пахли снегом, морозом, сегодняшним утром, и оттого у Лавровой получился урок живого русского языка, данного нам всем для выражения красоты мира.
Час за часом, звонок за звонком, а дети все в таком же спокойном состоянии собранности и готовности работать. Постепенно удивление сменяется пониманием, начинаешь замечать главное свойство этих уроков. Мощный этический заряд – так можно назвать ту силу, которая не давит на детей, а поднимает их, возвышает. Обнаруживаешь, что буквально каждое слово учительницы, каждый ее жест, взгляд каким-то образом затрагивают те главные вопросы жизни, без которых нет духовности человека, даже если ему десять лет. Учительница не поучает, не произносит моральных сентенций, ей вообще не свойствен поучительный тон; но она постоянно выражает свое отношение к людям, к труду, к жизни, и это отношение по преимуществу радостное. Народный учитель, говорится в документе о школьной реформе, ваятель духовного мира юной личности... На уроках Лавровой видишь, как этот духовный мир создается и какой здесь инструмент играет главную роль – радость. «У нее талант жить, и она умеет передать его детям» – так сложно (или так просто) объяснила мне секрет Лавровой ее сестра, учительница Л. Д. Хлопотова.
Этическим пафосом, этической силой полны даже самые простые, обычные действия учительницы. Например, когда она спрашивает об отсутствующих, то встают друзья тех, кого сегодня нет, и объясняют, почему не пришли в школу ребята. Кто заболел, тот должен кому-нибудь сообщить об этом по телефону. Тонкость! Дети привыкают к тому, что ни о ком нельзя сказать «его нет», не зная, почему нет товарища, в чем дело. И каждый знает, что если он просто не придет, никого не поставив в известность о причине пропуска, то все будут волноваться. Волноваться за отсутствующего, за отставшего, за потерявшегося, за маленького и слабого учительница учит все время. И даже когда осенью собирают опавшие листья, она просит: «Поднимите и маленький, пожухлый, одинокий листок, дети... ».
А как Лаврова хвалит детей! Я стал записывать за ней, но бросил, репертуар похвал оказался прямо-таки безграничным: Молодец! Продолжай, Костя, ты меня радуешь! Молодец, будешь хорошим помощником! Женя, узнаю тебя, пятерка, молодец!
Пятерки в тетрадях она выводит тщательно, старательно, красиво, считая это очень важным; двоек же старается не ставить, заменяя их неуставными замечаниями вроде «плохо», «ты меня огорчаешь», «я тебя не узнаю». «Плохо» ребенку легче получить, чем двойку, а эффект тот же. Но на круг ей гораздо чаще приходится хвалить своих детей: они правильно произносят шипящие и фрикативные, у них красивые тетради, развита речь, и 18 человек читают со скоростью 100 слов в минуту, почти все – 90 слов, и решительно все успевают прочитать за минуту 70 слов. Специалисты это оценят.
Когда они гуляют вместе, Галина Даниловна просит ребят подойти к дереву, обнять его и посмотреть вдоль ствола вверх. Потрясающее чувство! Дети кричат в восторге:
– Я лечу! Я в небе! Я ракета, я поднимаюсь!
Все понимают, что учитель должен любить детей. Но обычно нам кажется, будто наша любовь автоматически рождает ответное чувство – что дети должны, обязаны любить нас за то, что мы их любим. Увы! Бывает, что взрослый сам-то любит, а научить маленького любить, вызвать в нем это чувство – не умеет. Между тем воспитывается не любимый, а любящий – тот, кто сам трудится душой...
Сложнейшая из человеческих загадок! С ней сталкивается каждый, кто испытал безответную любовь и тщетно старался пробудить чувство в любимом человеке – тщетно, потому что ни упреки, ни резоны, ни обиды, ничего не действует, и победить в этом поединке можно только силой души и богатством собственной личности, своей способностью вызвать любовь. Галина Даниловна этим таинственным искусством владеет в совершенстве – это, собственно, и делает ее талантливым педагогом. Дети ее любят! Ей не приходится добиваться их любви, она побеждает их мгновенно. Улыбка ее обезоруживает каждого, и многие гости в возвышенных тонах пытались описать улыбку Лавровой: «Улыбка озаряет милое лицо Галины Даниловны, ребята неотрывно смотрят на нее... » Или еще так: «Ее улыбка, как солнце, озаряет детей, поднимает их настроение и облегчает труд детей…».
А что? В этом есть правда, и мы часто попадаем впросак, когда пытаемся объяснить успех учителя лишь его приемами или речами и забываем о главных педагогических средствах – скажем, о простой, сердечной улыбке и ласковой интонации. Нам кажется, будто это все «не научно», а на самом деле не научно строить педагогические теории, в которых нет слов сердце, сердечность, душевность, взгляд, улыбка. И вот посмотрите – то, чего бывает так трудно добиться, когда заботишься об одном лишь умственном развитии, то гораздо легче получается под воздействием этической силы, обыкновенного добросердечия. Потому-то все дети учатся у Лавровой хорошо, хотя у нескольких учеников в медицинских справках стоит диагноз «3IIP» – «замедленное психическое развитие». Но любовь, но радость, но «ах!», но «молодцы» пробивается даже через стену детского неразумения, сквозь вязкую пелену отсталости76.
- В. И. Смирнов
- Оглавление
- § 2. Историческое развитие форм организации обучения
- § 3. Классно-урочная система обучения. Попытки ее модернизации
- § 4. Урок как основная форма организации обучения в школе: структура и типы
- § 5. Противоречия современного урока, требования к нему
- I. Дидактические требовании к современному уроку:
- III. Гигиенические требования к уроку:
- IV. Требования к технике проведения урока:
- § 6. Многообразие форм организации обучения
- § 7. Формы учебной деятельности учащегося
- Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы
- 4. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами.
- Вопросы и задания по материалам главы 4
- Формы организации обучения
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 6.
- § 2. Историческая эволюция методов обучения
- § 3. Многообразие подходов к классификации методов обучения
- Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
- § 4. Классификация методов обучения ю. К. Бабанского
- 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- 2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников
- 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- § 5. Классификация методов продуктивного обучения а. В. Хуторского
- Методы продуктивного обучения
- § 6. Характеристика отдельных методов обучения
- § 7. Дидактические основания выбора и оптимального сочетания методов обучения
- Вопросы и задания по материалам главы 6
- Библиографический список
- Глава 7.
- 1.2. Основные понятия педагогической инноватики
- 1.3. Структура инновационного процесса
- 1.4. Типология педагогических нововведений
- 1.5. Факторы, обусловливающие необходимость инновационной деятельности
- 1.6. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м. М. Поташнику)
- 1.7. Закономерности протекания инновационных процессов
- § 2. Учитель и дидактические инновации. Основания выбора инновационной технологии
- 2.1. Учитель и дидактические инновации
- 2.2. Мотивация инновационной деятельности учителя
- 2.3. От многообразия выбора к авторским технологиям
- 2.4. Критерии внедрения педагогических новшеств
- § 3. Современные технологи обучения: общая характеристика
- 3.1. Сущность понятия, история возникновения и развития
- 3.2. История возникновения и развития учения о педагогической технологии
- 3.3. Общий обзор педагогических технологий обучения
- § 4. Отечественные авторские школы и технологии
- 4.1. Авторская школа: характеристика феномена
- 4.2. Школа радости в. А. Сухомлинского
- 4.3. Школа Жизни Шалвы Амонашвили
- XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни
- Хv. Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы жизни
- 4.4. Дидактическая система в. Ф. Шаталова
- В. Ф. Шаталов: о формирования мнемонической деятельности
- 6.5. Педагогическая технология с. Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем)
- 6.6. Уроки г. Д. Лавровой: уроки любви и сердечности, уроки жизни
- 6.7. И еще авторские школы…
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- 1.1. Концепции, ориентированные на психическое развитие
- 1.2. Концепции, учитывающие личностное развитие
- 1.3. Концепция поэтапного формирования умственных действий
- § 2. Технологии личностно-ориентированного образования
- Личностно-ориентированное обучение. Концепция и. С. Якиманской
- 2.2. Технология разноуровневого обучения
- 2.3. Технология адаптивного обучения
- § 3. Технологии обучения с помощью компьютерных и аудиовизуальных средств
- 3.1. Технология программированного обучения
- 3.2. Автоматизированные технологии обучения
- 3.3. Технологии и средства мультимедиа
- 3.4. Компьютерные технологии дистанционного обучения
- 3.5. Интернет в школе
- § 4. Педагогические технологии активизации познавательной деятельности учащихся
- 4.1. Технология коллективного обучения
- (Обучение в сотрудничестве)
- 4.2. Технология проблемного обучения
- 4.3. Технология проектного обучения
- 4.4. Игровые технологии в обучении
- § 5. Зарубежные дидактические системы
- 5.1. Дидактическая система Джона Дьюи: основание новой парадигмы
- 5.2. «Обаятельная как детство» педагогика Марии Монтессори
- 5.3. Вальдорфская школа р. Штейнера
- Вальдорфская педагогика р. Штайнера
- Вопросы и задания по материалам главы 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты
- 2.2. Функции и объекты контроля в образовательном процессе
- § 3. Принципы контроля, педагогические требования к его осуществлению
- 3.1. Принципы диагностирования и контролирования
- 3.2. Педагогические требования к организации контроля
- § 4. Виды контроля в обучении
- § 5. Формы и методы контроля и самоконтроля в обучении
- 5.1. Методы контроля и самоконтроля в обучении
- § 6. Оценка результатов обучения
- 6.1. Взгляд из 1966 года на суть школьной оценки
- 6.2. Современное представление об оценках
- § 7. Отметка в системе оценивания: прошлое, настоящее, будущее
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Планирование учебной деятельности
- 3.1. Диагностика и прогнозирование при подготовке к уроку
- Электронный ресурс по материалам книги: дидактика средней школы165
- 3.2. Виды планирования учебной деятельности
- Готовясь к уроку, учитель не может не учитывать состояние материально-технической базы школы: чем основательнее будут продуманы эти вопросы перед уроком, тем лучше будут последующие результаты.
- 3.3. Методы планирования учебной работы
- Электронный ресурс
- По материалам книги:
- Дидактика средней школы168
- § 4. Структура плана учебных занятий
- 4.1. Структура плана учебной работы
- 4. 2. Разработка и структура плана творческого урока
- § 4. Классики педагогики о том, как подготовиться и провести хороший урок
- Вопросы и задания по материалам главы 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Библиографический список по курсу «дидактика»
- Периодика (2006–2011)
- Электронные ресурсы
- Дидактика средней школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didaktica. Ru/osnovy-obshhej-didaktiki – Дата обращения: 19.05.2012.
- Владимир Иванович смирнов дидактика.
- Часть II.
- Технологии процесса обучения