logo
для ГАК / смирнов дидактика / ч2

Дидактика средней школы168

В школьной практике сложилось три вида планов учебной работы: планы на год, на четверть и планы отдельных уроков.

Наиболее часто используемым методом годового планирования является совокупность действий, охватывающих:

Перечень основных знаний, умений и навыков, относящихся к той или иной тематической группе, по необходимости носит общий характер. Он охватывает лишь те знания, умения и навыки, которые представляют содержательную несущую конструкцию или «скелет» данной содержательной группы. В этих планах речь идет о знаниях, умениях и навыках, имеющих характер не столько конструктивных элементов, сколько кирпичиков, заполняющих уже существующую конструкцию.

Более детализированными являются планы на четверть, а также планы отдельных уроков, Методы дидактического планирования в масштабе года, четверти и урока различаются между собой не столько с качественной, сколько с количественной стороны, а точнее ‒ по степени общности формулируемых целей обучения и связанных с ними следствий (выбора методов, организационных форм и дидактических средств).

Описанные выше методы планирования дидактической работы в масштабе года, четверти и отдельного урока относятся к числу дедуктивных методов, потому что, оперируя ими, мы делаем исходным пунктом процесса обучения совокупность определенных обобщений – дидактические цели, из которых впоследствии и выводим конкретное содержание. Возможен и обратный путь – переход от конкретного содержания к общим положениям. Для этой цели пользуются индуктивными методами. Какой из методов следует использовать при планировании учебной работы на четверть и на конкретный урок, зависит от характерных особенностей отдельных учебных предметов, а также от целей, которых учитель стремится достичь.

Таким образом, в основе методов планирования лежит принцип обусловленности этих методов, а также организационных форм и дидактических средств, намеченными для реализации целями обучения. При этом цели следует формулировать не в виде общих рекомендаций, а в форме строго определенных и измеримых, конкретных и проверяемых результатов, которые должны быть получены в процессе обучения.

Действия, посредством которых создаются годовые планы учебной работы, имеют силу и при составлении планов на четверть и на отдельный урок.

Рассмотренные методы дидактического планирования, а также возникающие благодаря их использованию виды планов, тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. От тщательности разработки годовых планов зависит не только качество планов на четверть, но и качество планов отдельных уроков. Упомянутая зависимость имеет двусторонний характер, так как если годовые планы и планы на четверть определяют главные цели и направления учебной работы, настолько планы уроков, служащие достижению этих целей, соотносятся с текущей учебной ситуацией в данном классе и даже в группе учащихся. Поэтому долговременные планы должны быть гибкими, чтобы их можно было по ходу дела корректировать и приспосабливать к постоянно меняющимся дидактическим условиям169.